Дать ремня: 76% украинцев не хотят пристегиваться

Фото: кампания «За безопасные дороги»

Несмотря на разъяснительные и обучающие кампании по уровню использования ремней безопасности мы находимся на уровне стран Африки.

«Правила дорожного движения пишутся кровью» — это отнюдь не журналистская метафора. Тем не менее и водители, и пассажиры продолжают игнорировать требования ПДД об обязательном использовании ремней. И очень зря: скорость раскрытия подушки безопасности составляет более 200 км/ч – так сильно и быстро не бьет даже мэр Киева. И если вы пристегнуты, то работающие в паре с подушкой преднатяжители ремней надежно притягивают вас к креслу. Контакт лица с аэрбегом если и происходит, то уже после того, как он полностью раскрылся и больше напоминает поклон. Нетрудно представить, что происходит с человеком, проигнорировавшим ремни, – подушка, раскрывающаяся со скоростью взлетающего самолета, в буквальном смысле бьет его по лицу. Вроде бы прописные истины, но статистика показывает, что большинство украинских автомобилистов о них ни сном ни духом.

Инфографика: кампания «За безопасные дороги»

В рамках кампании «За безопасные дороги» общественные организации Vision Zero и «Центр демократии и верховенства права» вот уже три года мониторят ситуацию с ремнями. И особо позитивной динамики нет. Так, в нынешнем году пристегивались лишь 26% автомобилистов. Даже в Харькове, втором по численности населения городе Украины, более 80% водителей игнорируют простейшее средство пассивной безопасности.

Мониторинг проводился в октябре на перекрестках 24 городов Украины. В поле зрения волонтеров программы попали 33 701 водитель. Статистическая погрешность не превышает 3%. Согласно отчету, в 4 из этих городов за прошедший год уровень пользования ремнем безопасности остался на прежнем уровне, в 11 повысился, а в 9 снизился. Общий уровень пристегивания составляет 26,04%.

Таблица: кампания «За безопасные дороги»

«К сожалению, сегодня типичной является привычка не пристегиваться как на переднем сиденье, так и на задних, — комментирует статистику Олеся Холопик, директор «Центра демократии и верховенства права». — Есть как минимум две причины, которые объясняют, почему так происходит. Во-первых, это мизерный штраф в размере 51 гривны, а во-вторых — огромное количество мифов и предубеждений среди водителей и пассажиров. Мы в кампании «За безопасные дороги» давно говорим о том, что штраф в размере 51 гривны создает у людей ощущение, что правило пользования ремнями является несущественным и им можно пренебречь. А ведь ценой такого нарушения может быть жизнь».

Можно сколько угодно быть уверенным в своих водительских навыках, гражданской сознательности и своем автомобиле, но нельзя гарантировать того, что навстречу вам не мчится всадник без головы. По оценке Всемирной организации здравоохранения, использование ремня могло бы спасти минимум половину жертв аварий со смертельным исходом. Игнорирование ремней там называют одним из ключевых факторов риска, влияющим на безопасность дорожного движения в целом, наравне с превышением скорости, управлением транспортным средством в нетрезвом состоянии и пользованием мобильным телефоном во время вождения.

Напомним, что, согласно статистике патрульной полиции, с 1.01.2020 по 31.10.2020 в нашей стране зафиксировано 135 626 дорожно-транспортных происшествий. В них погибли 2 824 человека и еще 26 726 человек получили травмы разной степени тяжести.

Фото: Олеся Холопик

Олеся Холопик, директор «Центра демократии и верховенства права»: «Штраф в размере 51 гривны создает у людей ощущение, что правило пользования ремнями является несущественным и им можно пренебречь». 

Вот уже четыре года, как «Центр демократии и верховенства права», международная программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП Vision Zero предлагают, помимо информационного, еще и юридическое сопровождение изменений в данной сфере. Один из первых законопроектов, разработанных в 2018 году, предусматривал повышение штрафа за игнорирование ремней безопасности до минимальных 850 гривен. После его принятия в первом чтении уровень пристегивания вырос с 15% до 23% — документ запустил информационную волну, которая побудила людей пристегиваться. Но в последующие два года ситуация не улучшилась. Так, в прошлом году эта цифра составила 24,36%, что, по признанию самих инициаторов исследования, можно списать на статистическую погрешность.

В нескольких городах, в частности Черновцах, Чернигове и Черкассах, на данный момент пристегивается даже меньше водителей, чем в прошлом году. Но есть и позитивные изменения. Так, 11 ноября Кабмин утвердил изменения в Правила дорожного движения, отменив исключения, разрешавшие не пристегиваться водителям и пассажирам такси и инструкторам автошкол. Именно их примеры чаще всего приводят как доводы противники использования ремней.

«Строгая ответственность не будет работать сама по себе, нужно еще и просветительство, – уверен Виктор Загреба, председатель украинского отделения международной программы Vision Zero. — Людям необходимо разъяснять, что пристегиваться — в их же интересах. И наказывать нужно только тех, до кого не дойдут рациональные аргументы. Поэтому следует проводить максимально широкомасштабные кампании с разъяснениями важности ремней безопасности, влиять на отношение людей. И когда мы этого достигнем, то изменится и поведение человека: он будет не только пристегиваться сам, но и пристегивать всех своих пассажиров, а также убеждать друзей, знакомых и незнакомых в том, что это важно. Так должна сформироваться социальная норма».

Инфографика: «За безопасные дороги»



Читать на The Page