Медицинская реформа, начатая в 2016 году, уже принесла ряд позитивных сдвигов в систему здравоохранения Украины. С чего все начиналось и на каком этапе находится «революция» в сфере, где 25 лет ничего особенно не менялось?
Дорогая «бесплатная» медицина
В 2016 году в Украине началась реформа системы здравоохранения под руководством команды, которую собрала и возглавила Уляна Супрун — исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины.
До этого, с 1991 по 2016 год, граждане Украины и ее гости могли получить медпомощь в государственных медучреждениях, где она была бесплатной, но не было достаточного материального обеспечения. За обследования, лекарства и медицинские процедуры приходилось платить из своего кармана.
Поликлиники и больницы финансировались централизованно, из государственного бюджета — по остаточному принципу и с колоссальным дефицитом. Или же можно было обратиться в частные клиники, где порой работали ровно те же специалисты, что и в госполиклиниках и больницах, но обследование проводилось на лучшем аппарате, и сервис был в разы выше.
Начиная с 2008 года, появилась возможность медицинского страхования: сам потенциальный пациент или работодатель сотруднику покупали медицинский полис. В случае болезни или травмы страховая компания полностью или частично оплачивала медицинскую помощь, лекарства или процедуры.
Целью реформы Супрун было изменить финансирование медицинских учреждений и сделать оказание медпомощи не формально бесплатным, а по-настоящему максимально доступным и качественным.
Госзакупки и контракты с НСЗУ
Огромным шагом стало изменение принципа закупок лекарственных препаратов на госуровне.
Этот шаг повлек за собой немало скандалов и откровенного черного пиара в адрес лично Уляны Супрун, в том числе со стороны тогдашнего комитета ВР по здравоохранению и Института сердца при МОЗ, возглавляемого Борисом Тодуровым.
Дело в том, что новый принцип закупок рушил часть старых схем, позволявших зарабатывать на государственных закупках. И при этом при решении вопроса таких скрытых заработков тормозить сами поставки лекарств на месяцы. Критичных, к примеру, для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, вирусным гепатитом С, туберкулезом и ВИЧ.
И вот закупки впервые начали проводиться открыто и на конкурсной основе. Это сэкономило бюджету около трети суммы, которая тратилась ежегодно, и улучшило качество получаемого лечения хроническими больными.
В 2017 году была создана Национальная служба здоровья Украины или НСЗУ. Именно НСЗУ подписывает контракты с медицинскими учреждениями и непосредственно платит им за оказание медицинской помощи.
То есть каждая проведенная консультация врача, обследование, вакцинация оплачивается именно НСЗУ.
Изменения в работе поликлиник
Еще одним вызовом было изменение принципа работы коммунальных поликлиник. Раньше люди были «закреплены» за поликлиниками по месту регистрации. Поменять медицинское учреждение и даже медицинского работника, с которым у вас нет взаимопонимания, было очень сложно. Требовало времени, множества документов и порой «благотворительных взносов».
Врачи оказывали медицинскую помощь определенному количеству людей, проживающих на закрепленной территории — улицы города, села или нескольких сел. Около 1500 человек (допустимые колебания в ту или иную сторону в 100 человек) у терапевта, 700 человек (допустимые колебания в ту или иную сторону в 50 человек) — у педиатра. Из них определенное количество людей должно было иметь хронические болезни и стоять на диспансерном учете.
То, что возрастная сетка может разниться от участка к участку — где-то живет больше пенсионеров и две трети из них хронически больные, а где-то находятся несколько университетских общежитий и большинство населения участка — здоровые молодые люди, не принималось во внимание.
Медику необходимо было создавать документы о больных, чтобы дотянуть до «нужного» их количества.
Декларация по выбору и новый врач за 20 минут
Теперь можно подписать декларацию с лично избранным медиком — терапевтом, педиатром или семейным врачом — в государственной или частной клинике, вне зависимости от места регистрации или проживания. Это занимает от 10 до 20 минут. Если человек переезжает в другой город или другой район, или просто хочет поменять врача в силу разных причин, то может это сделать за те же 10-20 минут.
Были введены в работу медицинские информационные системы для быстрого и качественного и, главное, прозрачного документооборота. Именно в МИС-ах фиксируется информация о задекларированных людях, их медицинские карточки с информацией о заболеваниях, обследованиях, вакцинировании, лечении в стационарах и реабилитационных центрах и т. д.
Именно по количеству деклараций НСЗУ финансирует поликлиники. Стационары должны были получать оплату за каждого обследованного и вылеченного пациента. По такому же принципу должны будут оплачивать работу узких специалистов и медиков лабораторно-инструментальных отделений поликлиник.
Почти 20 млн пациентов и новые зарплаты врачей
За три года были задекларированы почти 20 млн украинцев. Благодаря этому открыли несколько сотен амбулаторий по всей Украине, закупили компьютеры практически в каждый кабинет врача, обновили лабораторную и диагностическую аппаратуру.
Благодаря работе НСЗУ многие семейные врачи получили официальные зарплаты выше, чем было указано в тарифной сетке. Чем больше у семейного врача деклараций, тем больше его зарплата.
Европейские исследования показали, что после постоянной работы более чем с 2 тыс. населения у семейного врача падает эффективность работы. Учитывая, что суть этой работы — здоровье людей, НСЗУ ввела ограничительный механизм: после 2 тыс. деклараций за каждого следующего пациента вводится понижающий коэффициент на финансовую выплату. «Жадничать» становилось просто не выгодно.
Что можно получить бесплатно?
Теперь медицина была доступной для пациентов и частично бесплатной — потому что за часть медицинских услуг теперь медицинским учреждениям платит НСЗУ.
Перечень услуг, которые задекларированный человек может получить в медицинском учреждении, заключившим контракт с НСЗУ:
- наблюдение за состоянием здоровья пациентов с помощью различных исследований, диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравления, патологических, физиологических (во время беременности) состояний;
- сопровождение пациентов с хроническими заболеваниями;
- оказание неотложной помощи;
- направление пациента для оказания ему вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;
- проведение профилактики: вакцинация, обзоры и исследования пациентов из групп риска;
- консультирование по ряду медицинских и околомедицинских вопросов у семейного врача.
- бесплатным будет прохождение ряда анализов:
- общий анализ крови с лейкоцитарной формулой,
- глюкоза крови,
- общий холестерин,
- анализы мочи,
- общий анализ мочи,
- электрокардиограмма (ЭКГ) в состоянии покоя,
- микроскопия мокроты,
- быстрые тесты на ВИЧ,
- вирусный гепатит,
- сифилис.
- бесплатным будет консультирование у узких специалистов, офтальмологов, кардиологов, урологов и т.д., при наличии направления от семейного врача.
Если заболевший не имеет декларации или не является гражданином Украины, то он все равно получит медицинскую помощь, но за часть услуг придется заплатить в кассу медучреждения.
COVID-19 и реформа
К сожалению, во время реализации второго этапа медицинской реформы, которая касалась стационаров и узких специалистов, началась пондемия коронавируса SARS-CoV-2.
Часть денег и человеческого ресурса была переброшена на лечение больных COVID-19, переоборудование стационаров для работы в условиях эпидемии, закупку асептиков и антисептиков для работы медицинского персонала, в том числе одноразовых масок, халатов, оплаты дорогостоящих исследований — ПЦР и определения антител к вирусу SARS-CoV-2 и так далее.
Еще часть финансов ушла на организацию массовой вакцинации в Украине, обучение медицинского персонала, закупку шприцов для вакцинации и т.д.
Реформа здравоохранения, даже частично реализованная, показала свою эффективность в помощи людям. Для дальнейшей реализации нужно то же, что и для других реформ — время, достаточное финансирование и много работы.