Украинцы, понесшие потери из-за войны, вместе с правом на получение жилья вместо разрушенного будут подписывать обязательство не отчуждать его в течение трех лет.
Такое нововведение предлагается в законопроекте № 7198 «О государственной регистрации ущерба, причиненного в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины», который был проголосован в первом чтении 1 апреля.
Как заявила глава партии «Слуга народа» Елена Шуляк в ходе онлайн-обсуждения законопроекта с участием мэров городов и Конфедерации строителей Украины, жилье, полученное в результате государственных компенсаций, нельзя будет продавать в течение трех лет.
«Не хотелось, чтобы люди получали квартиру, потом продавали жилье и с этими деньгами уезжали из страны. Нам бы хотелось, чтобы каждый украинец оставался в нашей стране», — объяснила депутат.
Впрочем, юристы считают запрет на отчуждение антиконституционным.
10 особенностей компенсации утраченного жилья
- Право на получение компенсации есть у всех граждан Украины, имеющих разрушенное и поврежденное жилье. Право на возмещение также будут иметь инвесторы, не получившие право собственности, но имеющие документы о внесении платежей за жилье.
- Не подлежащее восстановлению жилье будет компенсироваться не средствами, а исключительно квадратными метрами. Получатель сможет выбирать вариант жилья в любом населенном пункте страны. Расчет стоимости 1 кв. м площади объекта недвижимого имущества осуществляется по методике, определенной Кабинетом министров.
- Имущество, полученное в результате государственных компенсаций, нельзя будет продавать в течение трех лет.
- Военнослужащие и их семьи, многодетные семьи, лица с инвалидностью будут иметь приоритетное право на возмещение жилья в результате военной агрессии РФ.
- Что касается объектов, подлежащих восстановлению, то государство предлагает компенсацию на ремонт. В законопроекте сумма средств на ремонт ограничивается — она не может превышать стоимость строительно-монтажных работ при возведении нового жилья.
- Методики и оценки стоимости жилья, процедур и создания комиссий будет определять правительство отдельными постановлениями.
- Предельный размер компенсации в виде объекта недвижимого имущества не может превышать стоимость 150 кв. м за один объект недвижимого имущества. По мнению авторов закона, под эту цифру подпадают более 85% потенциальных получателей.
- Получатель компенсации имеет право на получение объекта недвижимого имущества, стоимость которого превышает предельный размер компенсации, самостоятельно оплатив разницу между стоимостью объекта недвижимого имущества и суммой компенсации по рыночной стоимости.
- Подать заявку на получение компенсации можно через приложение «Дія», ЦНАП или нотариуса. Предусмотрен и механизм подачи через центры соцзащиты, которые могут принимать заявления на выезде.
- Процедура компенсации предусматривает четыре этапа: создание комиссии по рассмотрению вопросов предоставления компенсации за поврежденные и уничтоженные объекты недвижимого имущества в каждой общине, пострадавшей от войны; определение комиссией права получателя на компенсацию; проведение экспертизы о возможности восстановления жилья и оценке повреждений; передача заключения комиссии с указанием размера компенсации и заключение соглашения.
Запрет на продажу и другие минусы проекта
Как отметила в комментарии аналитик Института законодательных идей Анна Новак, кроме положительных моментов по урегулированию механизмов компенсации жилья, законопроект имеет ряд недостатков, которые необходимо будет учесть при доработке ко второму чтению.
Во-первых, ограничивается на три года право на дальнейшее отчуждение объекта недвижимого имущества после его восстановления/строительства, что является ограничением прав граждан.
«До начала войны собственник жилья мог свободно распоряжаться им. Кроме того, указанное ограничение противоречит нормам Конституции — ч. 1 и 2 ст. 64 и ст. 41. В частности, ст. 41 говорит о том, что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью».
Во-вторых, документ слишком большой по объему, который к тому же предусматривает разработку и утверждение на подзаконном уровне процедурных и критических вопросов, связанных с установлением размера компенсации.
«Это не поможет устранить возможные злоупотребления с выплатами компенсаций как со стороны граждан Украины, так и должностных лиц, входящих в состав комиссии по рассмотрению вопросов предоставления компенсации. Например, на утверждение КМУ предлагается отдать такие документы, как: «Методика проведения оценки стоимости восстановления поврежденных объектов недвижимого имущества» (ч. 4 ст. 5); «Методика учета стоимости 1 кв. м площади объекта недвижимого имущества» (ч. 3 ст. 6) и другие», — отметила Анна Новак.
В-третьих, право на получение компенсации имеют только граждане Украины, являющиеся владельцами уничтоженного недвижимого имущества. Однако такое право не предоставляется ни юрлицам, ни иностранцам, ни лицам без гражданства, находящимся в Украине на законных основаниях. Хотя они пользуются теми же правами и свободами, имеют такие же обязанности, как и граждане Украины.
В-четвертых, процедура предоставления компенсации имеет свои недостатки:
- не четкий и не прозрачный механизм порядка избрания/назначения членов комиссии;
- отсутствуют требования к членам комиссии (хотя бы минимальные);
- не определены основания для отказа в предоставлении компенсации, хотя законопроект предусматривает возможность такого отказа;
- введение предельной суммы компенсации, создающей юридическое ограничение ответственности РФ;
- возможность подать заявление о предоставлении компенсации во время военного положения и после истечения военного положения в течение 90 дней. Этот срок может оказаться слишком малым: часть территорий заминирована, и чтобы попасть в дом/квартиру и узнать их состояние, придется ждать как минимум разминирования, а это время может превысить сроки, указанные в проекте;
- по вопросу оценки уничтоженного, поврежденного имущества (сроки проведения, кто такую оценку будет проводить);
- механизм формирования фонда восстановления имущества и разрушенной инфраструктуры Украины, его управления, контроль деятельности этого фонда (требует внесения отдельного законопроекта). Кроме того, наполнение фонда должно проходить в первую очередь за счет средств, взысканных со страны-агрессора и подсанкционных лиц.