Facebook Pixel

Украинцы три года не смогут продавать жилье, полученное благодаря компенсации. Юристы считают это противозаконным

Украинцы, понесшие потери из-за войны, вместе с правом на получение жилья вместо разрушенного будут подписывать обязательство не отчуждать его в течение трех лет.

Такое нововведение предлагается в законопроекте № 7198 «О государственной регистрации ущерба, причиненного в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины», который был проголосован в первом чтении 1 апреля.

Как заявила глава партии «Слуга народа» Елена Шуляк в ходе онлайн-обсуждения законопроекта с участием мэров городов и Конфедерации строителей Украины, жилье, полученное в результате государственных компенсаций, нельзя будет продавать в течение трех лет.

Quote«Не хотелось, чтобы люди получали квартиру, потом продавали жилье и с этими деньгами уезжали из страны. Нам бы хотелось, чтобы каждый украинец оставался в нашей стране», — объяснила депутат.

Впрочем, юристы считают запрет на отчуждение антиконституционным.

10 особенностей компенсации утраченного жилья

  1. Право на получение компенсации есть у всех граждан Украины, имеющих разрушенное и поврежденное жилье. Право на возмещение также будут иметь инвесторы, не получившие право собственности, но имеющие документы о внесении платежей за жилье.
  2. Не подлежащее восстановлению жилье будет компенсироваться не средствами, а исключительно квадратными метрами. Получатель сможет выбирать вариант жилья в любом населенном пункте страны. Расчет стоимости 1 кв. м площади объекта недвижимого имущества осуществляется по методике, определенной Кабинетом министров.
  3. Имущество, полученное в результате государственных компенсаций, нельзя будет продавать в течение трех лет.
  4. Военнослужащие и их семьи, многодетные семьи, лица с инвалидностью будут иметь приоритетное право на возмещение жилья в результате военной агрессии РФ.
  5. Что касается объектов, подлежащих восстановлению, то государство предлагает компенсацию на ремонт. В законопроекте сумма средств на ремонт ограничивается — она не может превышать стоимость строительно-монтажных работ при возведении нового жилья.
  6. Методики и оценки стоимости жилья, процедур и создания комиссий будет определять правительство отдельными постановлениями.
  7. Предельный размер компенсации в виде объекта недвижимого имущества не может превышать стоимость 150 кв. м за один объект недвижимого имущества. По мнению авторов закона, под эту цифру подпадают более 85% потенциальных получателей.
  8. Получатель компенсации имеет право на получение объекта недвижимого имущества, стоимость которого превышает предельный размер компенсации, самостоятельно оплатив разницу между стоимостью объекта недвижимого имущества и суммой компенсации по рыночной стоимости.
  9. Подать заявку на получение компенсации можно через приложение «Дія», ЦНАП или нотариуса. Предусмотрен и механизм подачи через центры соцзащиты, которые могут принимать заявления на выезде.
  10. Процедура компенсации предусматривает четыре этапа: создание комиссии по рассмотрению вопросов предоставления компенсации за поврежденные и уничтоженные объекты недвижимого имущества в каждой общине, пострадавшей от войны; определение комиссией права получателя на компенсацию; проведение экспертизы о возможности восстановления жилья и оценке повреждений; передача заключения комиссии с указанием размера компенсации и заключение соглашения.

Запрет на продажу и другие минусы проекта

Как отметила в комментарии The Page аналитик Института законодательных идей Анна Новак, кроме положительных моментов по урегулированию механизмов компенсации жилья, законопроект имеет ряд недостатков, которые необходимо будет учесть при доработке ко второму чтению.

Во-первых, ограничивается на три года право на дальнейшее отчуждение объекта недвижимого имущества после его восстановления/строительства, что является ограничением прав граждан.

Quote«До начала войны собственник жилья мог свободно распоряжаться им. Кроме того, указанное ограничение противоречит нормам Конституции — ч. 1 и 2 ст. 64 и ст. 41. В частности, ст. 41 говорит о том, что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью».

Во-вторых, документ слишком большой по объему, который к тому же предусматривает разработку и утверждение на подзаконном уровне процедурных и критических вопросов, связанных с установлением размера компенсации.

Quote«Это не поможет устранить возможные злоупотребления с выплатами компенсаций как со стороны граждан Украины, так и должностных лиц, входящих в состав комиссии по рассмотрению вопросов предоставления компенсации. Например, на утверждение КМУ предлагается отдать такие документы, как: «Методика проведения оценки стоимости восстановления поврежденных объектов недвижимого имущества» (ч. 4 ст. 5); «Методика учета стоимости 1 кв. м площади объекта недвижимого имущества» (ч. 3 ст. 6) и другие», — отметила Анна Новак.

В-третьих, право на получение компенсации имеют только граждане Украины, являющиеся владельцами уничтоженного недвижимого имущества. Однако такое право не предоставляется ни юрлицам, ни иностранцам, ни лицам без гражданства, находящимся в Украине на законных основаниях. Хотя они пользуются теми же правами и свободами, имеют такие же обязанности, как и граждане Украины.

В-четвертых, процедура предоставления компенсации имеет свои недостатки:

  • не четкий и не прозрачный механизм порядка избрания/назначения членов комиссии;
  • отсутствуют требования к членам комиссии (хотя бы минимальные);
  • не определены основания для отказа в предоставлении компенсации, хотя законопроект предусматривает возможность такого отказа;
  • введение предельной суммы компенсации, создающей юридическое ограничение ответственности РФ;
  • возможность подать заявление о предоставлении компенсации во время военного положения и после истечения военного положения в течение 90 дней. Этот срок может оказаться слишком малым: часть территорий заминирована, и чтобы попасть в дом/квартиру и узнать их состояние, придется ждать как минимум разминирования, а это время может превысить сроки, указанные в проекте;
  • по вопросу оценки уничтоженного, поврежденного имущества (сроки проведения, кто такую оценку будет проводить);
  • механизм формирования фонда восстановления имущества и разрушенной инфраструктуры Украины, его управления, контроль деятельности этого фонда (требует внесения отдельного законопроекта). Кроме того, наполнение фонда должно проходить в первую очередь за счет средств, взысканных со страны-агрессора и подсанкционных лиц.
Поблагодарить 🎉