Facebook Pixel

Что не так с новым главой «Укрзализныци» и при чем здесь Ахметов

На днях новым исполняющим обязанности председателя правления «Укрзализныци» Кабмин назначил Александра Камышина, который не имеет опыта работы на железной дороге, но ранее работал в компании Ахметова.

Действительно ли работа на олигарха может повлиять на дальнейшие шаги руководителя «Укрзализныци» и с какими вызовами ему придется столкнуться, The Page разбиралось с помощью профильных экспертов.

В «Укрзализныце» ситуация хуже, чем когда-либо

Эксперты единодушно считают, что сейчас в компании сложилась крайне тяжелая ситуация и пока не совсем понятно, каким образом власти планируют справиться с проблемой, ведь новоназначенный руководитель железной дороги должен пробыть в должности исполняющего обязанности только до конца 2021 года. А далее после проведения конкурса окончательно назначат либо его, либо кого-то другого.

И здесь возникает важный вопрос: каким образом человек с большим менеджерским опытом, но при полном отсутствии его в железнодорожной отрасли справится со всеми вызовами, которые встанут перед ним в ближайшее время.

Бывший руководитель ОО «Железная дорога без коррупции» Владимир Даценко считает, что для того, чтобы уладить кризисную ситуацию в «Укрзализныце», следовало еще весной провести конкурс и переизбрать наблюдательный совет, чтобы впоследствии, также через конкурс, переизбрать весь состав правления.

Он отмечает, что, с одной стороны, власть говорит о необходимости перезагрузки правления «Укрзализныци», а с другой — специально созданный комитет по назначению руководителей особо важных госпредприятий на эти заявления никак не реагирует. Из этого следует вывод: идет борьба за право избирать руководство УЗ.

«Каким образом в этом процессе перетягивания одеяла взгляды всех заинтересованных сторон (Мининфраструктуры, действующего наблюдательного совета, Банковой) упали на кандидатуру Камышина, — понять трудно».

Владимир Даценко

Владимир Даценко

Бывший руководитель ОО «Железная дорога без коррупции»

Получит ли Ахметов влияние на УЗ через Камышина

Сразу после назначения нового и.о. главы «Укрзализныци» всплыло имя скандального донецкого олигарха Рината Ахметова, поскольку Александр Камышин в течение семи лет занимал должность менеджера по инвестициям в холдинговой компании Рината Ахметова SCM.

Поэтому встал вопрос: не отразится ли это на решениях, которые будет принимать новый руководитель УЗ.

Владимир Даценко уверен: работа Камышина в структурах Ахметова — это дополнительный фактор для беспокойства.

Зато глава Центра транспортных стратегий Сергей Вовк считает, что работа в компаниях Ахметова никоим образом не повлияет на работу Александра Камышина в «Укрзализныце», поскольку он был лишь наемным сотрудником — таким же, как сейчас.

К тому же одной из первоочередных задач, которую придется решать новому главе УЗ, станет повышение цен на грузовые перевозки, уже согласованное Государственной регуляторной службой. А это прямо противоречит интересам Ахметова, поскольку представители крупного бизнеса выступают против столь непопулярного шага.

«По мнению крупных компаний, «Укрзализныцю» сначала следовало бы реформировать, должны были бы произойти какие-то изменения в экономической эффективности деятельности компании, а уже потом повышать цены».

Сергей Вовк

Сергей Вовк

глава Центра транспортных стратегий

Что именно не так с новым руководителем украинской железной дороги

Получается, что главной проблемой в этом назначении является отсутствие релевантного железнодорожного опыта у нового руководителя, а также команды, которая должна вводить его в курс дел.

«Мы назначаем на несколько месяцев временным и.о. председателя правления человека без представления о том, что такое железнодорожный транспорт и как он функционирует. Минимум полгода ему придется только знакомиться со структурой УЗ, аббревиатурами, обозначениями, спецификой проблем и техническим состоянием. Это период обучения, а не эффективного антикризисного управления. Чудес не бывает, и человек без опыта не может прийти и сразу понять, где проблема начинается и как ее решить».

Владимир Даценко

Владимир Даценко

Бывший руководитель ОО «Железная дорога без коррупции»

В то же время, как отмечает эксперт, Камышин получит весь букет проблем, который только можно представить в большой компании: куча проигранных судов по миллиардным долгам, ужасное техническое состояние железной дороги, тарифные баталии за повышение стоимости перевозок.

Quote«Ситуация значительно хуже, чем когда назначали Балчуна, Кравцова или Юрика. Фактически ситуация наихудшая за все время существования «Укрзализныци», — считает Даценко.

Сергей Вовк высказывается немного осторожнее:

Quote«Нужен хотя бы месяц для того, чтобы можно было понять, какими будут первые шаги. Понятно, какие задачи стоят перед новым руководителем, — вопрос в том, как это будет реализовываться».

По мнению Владимира Даценко, у будущего «Укрзализныци» две перспективы: либо Камышина готовят сразу на главу, и результаты конкурса заранее известны, либо роль операционного руководителя фактически будет выполнять другой человек.

Quote«Ни тот, ни другой вариант для компании, пожалуй, не самый лучший», — считает эксперт.

Чем будет заниматься Камышин прежде всего

Главными направлениями работы нового руководителя официально назвали повышение цен на грузовые перевозки, привлечение международных инвесторов, переход на покупку электричества непосредственно у «Энергоатома» и закупку новых локомотивов и поездов.

Руководитель Центра транспортных стратегий Сергей Вовк уверен, что именно обновление основных фондов станет приоритетной задачей, потому что первое, что видят и рядовой пассажир, и бизнес, — это поезда.

В то же время УЗ переживает довольно критическую ситуацию: экономические показатели падают, вновь образовался дефицит локомотивной тяги из-за того, что компания вовремя не провела необходимые реформы и закупки.

Quote«Сейчас перевозки будут только расти, ведь наступает сезон продажи зерна», — добавил он.
Поблагодарить 🎉