Система кибербезопасности Украины имеет много проблем, она уязвима к кремлевским атакам, но власть хочет скрыть это. Об этом The Times рассказал Андрей Баранович (известный в Сети как Шон Таунсенд, Sean Townsend), которого издание называет ведущим хакером Украины.
Масштаб и интенсивность кибератак против Украины обеспокоили НАТО и правительства Запада, которые боятся, что такие операции будут осуществлены и против них.
В начале июля Государственная служба спецсвязи и защиты информации сообщала о кибератаках на сайты президента Украины и ряда спецслужб. Издание также напоминает о других атаках, за которыми могла стоять Россия:
- на Центральную избирательную комиссию в 2014 году;
- атаку на украинские банки в 2017 году;
- удар по украинской энергетической сети через вредоносное программное обеспечение BlackEnergy.
The Times напоминает, что Шон Таунсенд стал известен в 2014-м, когда создал хакерскую группу RUH8.
«У нашей страны в 2014 году вообще не было знаний в сфере кибербезопасности, – рассказывает он. – Украину атаковали военные и хакеры, поэтому я решил помочь нашей стране бороться с русскими, осуществляя против них хакерские атаки в ответ».
RUH8 стала частью коллектива «хактивистов», которые взламывали информационные системы российских военных частей, разведки, региональных правительств и российского парламента.
Позже эти группы объединились в общественную организацию «Украинский киберальянс», который опубликовал электронные письма, вероятно, принадлежавшие Владиславу Суркову, тогдашнему помощнику президента РФ Владимира Путина. Его называли неформальным куратором украинского вопроса в Кремле.
Эти письма содержали подробные планы аннексии Крыма и подстрекательство к сепаратизму в Донбассе.
В 2018 году RUH8 начала тестировать информационную безопасность украинского правительства.
«Не используя специальные устройства, мы получили доступ к компьютерам министерств юстиции и здравоохранения. Мы обнаружили, что даже атомные электростанции уязвимы», – говорит Баранович.
Власть хвалила Барановича за хакерские операции против России, однако отреклась от него после того, как тот обнаружил пробелы в способности Украины защищать себя, пишет The Times.
В феврале 2020 года у основателей «Украинского киберальянса», в частности Таунсенда, провели обыски. Они расценили это как давление и прекратили сотрудничество с государственными и правоохранительными структурами Украины.
Баранович настаивает, что отношения между «Украинским киберальянсом» и спецслужбами были неформальными.
«Если мы находили что-то очень интересное, то передавали это нашим спецслужбам, которым доверяли. Но официальных отношений не было», – заверяет он.
Баранович считает кибершпионаж очень эффективным. «Это почти ничего не стоит. Если вам нужно было что-то узнать во время «холодной войны», нужно было инвестировать огромные деньги, иметь опыт, время. Теперь же вы можете найти кибернаемника, который сломает систему электронной почты за сто баксов», – объясняет он.
Контекст. В феврале в Украине зафиксировали попытки распространения вредных документов через Систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти. Об этом сообщили в Национальном координационном центре кибербезопасности при Совете нацбезопасности и обороны (СНБО).
Вечером 6 июля произошел масштабный сбой в работе сайтов органов госвласти (ОПУ, ГБР, НАБУ, СБУ, СВРУ). Причиной сбоя стала кибератака. Об этом сообщила Государственная служба специальной связи и защиты информации.