Фото: teknoblog.ru
Консорциум компаний в составе Shell, оператора газовой сети Gasunie и Groningen Seaports из Нидерландов планирует к 2040 году производить 800 тыс. тонн водородного топлива в год, используя энергию ветра.
План по производству водорода в Эмсхавене (провинция Гронинген), получивший название NortH2, предусматривает использование к 2030 году от 3 до 4 ГВт мощности ветровой энергии в море, а к 2040 году довести ее до 10 ГВт, сообщает S&P Global Platts.
«Вместе мы запускаем проект, который ставит Нидерланды на передовые позиции в области производства водорода в мире», — отметил президент-директор Shell Netherlands Марьян ван Лун (Marjan van Loon).
Мощности для производства водорода из возобновляемых источников энергии методом электролиза первоначально должны быть сосредоточены в Эмсхавене, а затем переместиться в море. «Для реализации этого проекта нам понадобится несколько новых партнеров», — заметил ван Лун.
Начало разработки технико-экономического обоснования проекта ожидается в этом году при поддержке местных властей провинции Гронинген. Первые ветряные турбины, которые будут использоваться для производства «зеленого» водорода, могут быть готовы к 2027 году.
Предложение консорциума по электролизу водорода затмевает все существующие проекты в области получения «зеленого» водорода в регионе. Например, та же Gasunie и химическая компания Nouryon планируют построить электролизер для производства «зеленого» водорода в Делфзейле в провинции Гронинген мощностью 20 МВт. На сегодняшний день это будет самый большой электролизер в Европе.
Тем временем Shell построит электролизер мощностью 10 МВт на своем нефтеперерабатывающем заводе в Рейнланде (ФРГ) — его возведение должно начаться этим летом.
Shell также входит в консорциум Blauwind, который выиграл морскую концессию Borssele III/IV мощностью 700 МВт в голландских водах. Ветряная электростанция должна быть подключена к сети уже в следующем году.
Контекст. Водород (H2) — альтернативное моторное топливо, которое получают из углеводородов, биомассы, мусора. Водород добавляют в топливные элементы, и автомобиль перемещается, используя энергию водорода. В последнее время водород планируют добывать чистым способом — путем электролиза воды. При включении постоянного тока на электродах начинается выделение пузырьков водорода и кислорода. Полученный таким образом водород называют еще «зеленым», так как при его производстве не выделяются парниковые газы.
В 2019 году Стратегический форум по крупным проектам при Еврокомиссии включил производство водорода в перечень шести стратегических направлений, требующих приоритетных политических решений и инвестиций. К 2050 году водородные технологии могут удовлетворить около четверти всех топливных потребностей ЕС. Они обеспечат топливом для заправки 42 млн автомобилей, более 1,5 млн грузовиков и около 250 тыс. автобусов.