Андрей Гмырин
Фото предоставлено партнером
«Экономическая правда» обнародовала аналитическую статью доцента Университета государственной фискальной службы Украины Андрея Гмырина. Ученый, который более трех лет изучает функционирование налоговой системы и является автором комплексной программы реформ «От нестабильности в гармонии», анализирует проблему внешних заимствований и рост государственного долга Украины. Эксперт считает: правительство в очередной раз выбрало самый простой и самый рискованный для страны путь — кредитной зависимости.
Андрей Гмырин напоминает своим читателям, что на сегодня дефицит государственного бюджета достигает рекордного за всю историю независимости уровня — почти 300 млрд грн. На следующий 2021 год правительство запланировало «дыру» в бюджете на уровне 236 млрд грн (доходы – 1,092 млрд грн., расходы – 1,328 млрд грн., дефицит бюджета — 5,5% ВВП). Между тем, Украина заключила очередные соглашения с международными партнерами о предоставлении займов — Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ).
В первом соглашении говорится о кредите Украине на сумму 300 млн долл — это целевая помощь на поддержку малообеспеченных семей и помощь предпринимателям, пострадавшим от негативного экономического воздействия пандемии COVID-19. Общая сумма заимствований в рамках сотрудничества Украины с МБРР составляет на сегодня 750 млн. долл.
Другой кредит, от ЕИБ, составляет 640 млн евро. Эта помощь распределена по нескольким направлениям. В частности, 340 млн евро заимствований Кабмин использует на восстановление социальной и транспортной инфраструктуры в восточном регионе. Подрядчики реконструируют школы, детсады, больницы, почтовые отделения, уличное освещение, канализационные системы, восстановят муниципальный транспорт и тому подобное.
Еще 100 млн евро ЕИБ предоставит на восстановление дорожной сети Луганщины, 200 млн евро заимствований пойдут на реализацию проекта «Городской общественный транспорт Украины II», что предусматривает закупку электрического общественного транспорта.
Андрей Гмырин положительно оценивает сотрудничество Украины с международными финансовыми институтами, однако предлагает рассматривать его в контексте макроэкономической ситуации в стране, процессов на мировых рынках и, безусловно, последствий пандемии.
«Ситуация с привлечением дополнительного внешнего финансирования имеет две стороны: с одной, это реальная помощь экономике, пострадавшей от карантина, инфраструктурное развитие, плюс — предоставление целевой поддержки гражданам и бизнесу. С другой стороны, не следует забывать, что речь идет именно о заимствовании, а следовательно, все полученные средства вместе с процентами нужно будет возвращать кредиторам», — пишет кандидат юридических наук.
По его словам, именно в стремительном накоплении Украины внешних долгов заключается один из главных финансовых рисков для страны. Ведь, по данным НБУ, в следующем году Украина должна вернуть внешним кредиторам более 5 млрд. долл. без учета расходов на обслуживание этих обязательств. Таким образом, имеющийся долг в 4,86 млрд долл. перед МБРР возрастет до 5,16 млрд долл., а перед ЕИБ — с 760 млн долл. до 1,51 млрд долл. Общая сумма внешнего государственного долга может достичь 43,01 млрд долл. И это, не считая внешний, гарантированный государством долг, который оценивается на уровне около 10 млрд долл.
Итак, страна может превзойти собственный рекорд по уровню внешнего госдолга, отмечает эксперт. В 2018 году долговые обязательства составляли 50,5 млрд долл, зато в 2021 году они могут достичь 53,01 млрд долл.
«Да, сегодня Кабмин частично решил вопрос дефицита бюджета в 2021 году — сначала его уменьшили в доработанном варианте бюджета с 270 млрд грн. до 236 млрд грн. Ну, а то, что осталось, решили перекрыть привычным способом — взять дополнительные кредиты у международных организаций. Вот только как чиновники планируют выполнять взятые на себя обязательства перед международными партнерами, сложно понять», — комментирует Андрей Гмырин.
Подводя итог теме заимствований и госдолга, он констатирует, что решение правительства его не слишком удивили. Кабмин пошел привычным для себя путем просителя, не способного системно преодолевать накопленные годами проблемы, что является стратегической ошибкой. При этом вопросы реформирования налоговой системы остается открытым, как и вопрос детенизации экономики.