Концерн Airbus хочет к 2035 году запустить в серию самолет, который будет оснащен двигателями, работающими на водороде. Это должен быть экологически чистый летательный аппарат.
Сейчас представлены три конкурирующие концепции конструкции такого аппарата, одна из которых будет реализована.
«Это исторический момент для сектора коммерческой авиации в целом», – сказал генеральный директор Airbus Гийом Фори.
Идея использовать водород вместо керосина в качестве источника энергии для авиационных двигателей не нова, но ее все еще сложно воплотить в жизнь. Для использования на самолетах водород нужен в жидком состоянии, поэтому его нужно хранить при высоком давлении, в баках с двойными стенками, цилиндрической или сферической формы. К тому же и на земле должна существовать соответствующая инфраструктура
Первая концепция – это самолет с турбовентиляторными двигателями, способны перевозить от 120 до 200 пассажиров на маршрутах протяженностью до 3700 километров. По размеру он немного меньше нынешней базовой модели A320neo, но развивает ту же скорость – более 800 км/ч. В кормовой части самолета, за герметичной переборкой, расположен резервуар с водородом, а сопло в верхней части стабилизатора служит для выпуска газа в случае утечки.
Вторая концепция – турбовинтовой самолет с воздушными винтами, которые вращают модифицированные газовые турбины и электромоторы. Электричество же вырабатывают водородные топливные элементы. Крейсерская скорость такого самолета может достигать 600 км/ч, что намного больше, чем у нынешних винтовых аналогов.
Третья концепция (на заглавном фото) – наиболее революционная. Крыло и фюзеляж образуют единое аэродинамическое тело. Такая схема считается оптимальной для размещения баков с водородом.
Контекст. Эксперименты с водородным топливом в авиации проводятся давно. Например, еще в 1988 году в Советском Союзе модифицировали трехмоторный авиалайнер Ту-154 таким образом, что правый двигатель работал на водороде. Самолет назвали Ту-155.
Авиационный водородный двигатель нельзя считать на 100% экологически чистым. Хоть при сгорании водорода и не образуется углекислый газ, но выбрасывается много паров воды, которые образуют за самолетом инверсионные следы, которые, как считается, влияют на климат. Так же образуется и оксид азота.
Но главное, что сам водород как топливо может считаться экологически чистым, если будет производиться за счет «зеленой» электроэнергии, а не за счет сжигания углеводородов.