Тарас Барщовский, владелец компании T. B. Fruit – одного из крупнейших производителей фруктовых соков не только в Украине, но и в Европе, – в интервью рассказал о рисках продажи сельскохозяйственной земли, о проблемах с поддержкой фермеров и о том, как можно «озолотиться» на ягодном бизнесе.
- О рынке земли
Рынок земли однозначно нужен. Его отсутствие на самом деле является большой проблемой: фермер не может получить финансирование под землю, хотя земля – это самый ценный его залог, но он не работает.
Вопрос в том, как будут прописаны ограничения: кто будет владельцем рынка земли, на каких принципах получат землю малые фермеры, кто будет их кредитовать, как банки смогут забирать землю у должников, которые не вернут кредит? Это очень важные вопросы, но о них никто не говорит. На мой взгляд, в будущем именно банки станут крупнейшими латифундистами земли.
По моему мнению, для рынка земли следовало бы ввести поэтапные ограничения: сначала продавать до 10 гектаров в одни руки, затем – до 50 гектаров, и лишь в последнюю очередь – до нескольких тысяч гектаров.
Возьмите пример Польши. Там компания не имеет права стать собственником сельскохозяйственной земли, если контрольный пакет акций этой земли (51%) не принадлежит резиденту страны.
- О маржинальности бизнеса
С яблока мы производим сейчас восемь разных продуктов. Первое – это сок прямого отжима, наиболее дорогой продукт, всего-на-всего 0,5% сырья. Это чистый сок. Мы продаем его под брендом Galicia, и на самом деле на нем не зарабатываем. В Украине пока что мало людей, которые понимают и любят этот продукт.
Далее идет производство концентрированного сока. Когда вы покупаете в магазине литр сока, то в упаковке будет 190 грамм концентрата. Нашего. Остальное – вода. Мы занимаем 12% мирового рынка концентрированных соков. Фактически большинство производителей соков — это лишь бренд и упаковка. Все.
Потом – производство натуральных ароматических веществ. У каждого яблока есть запах, а мы превращаем его из газообразного состояния в жидкое. Также из отходов яблок получаем жмых (шкурку). Когда-то мы сжигали жмых, а сейчас запустили производство пектина. Это натуральный желирующий продукт. Он есть в составе всех йогуртов, желе, в конфетах, в зефире. В мире работает 7-8 предприятий, которые производят всего 40 тысяч тонн пектина. Это очень мало. Пектин хорошо выводит из организма радионуклиды, поэтому после Чернобыля в Союзе должны были построить пектиновий завод. Но не смогли.
Потом из того, что осталось от жмыха после получения пектина, мы делаем корм для скота. Также из свекольного концентрата мы делаем пудру, которая в качестве натурального красителя является одним из основных ингредиентов для женской помады. Вот, например, в Америке несколько лет назад запретили искусственные красители в пищевых продуктах.
И будет еще последний продукт, для которого мы сейчас строим завод. В стоках при производстве яблок и пектина остается 5-6% сахара. Мы хотим из этих стоков сахар забрать и превратить его в технический спирт. А из спирта делать, например, омыватель стекла.
В конце цикла остается только выпарившаяся из яблока влага, которая идет на очистные сооружения.
Вообще яблоко входит в состав многих готовых продуктов. Яблочный сок очень легко перенимает вкус другого продукта: если соединить 20% клубники и 80% яблока, то на вкус вы никогда не поймете, что вы пьете яблочный сок.
То есть из одного килограмма сырья нужно получать максимум прибыли: чем больше продуктов создать из сырья, тем прибыль будет большей.
Все эти продукты дают дополнительную маржу. При этом она остается в стране, потому что мы экспортируем готовые продукты, а не сырье.
- О перспективе агропроизводства
В Польше всегда была частная собственность на землю. А в Украине коммунистический режим землю забрал в колхоз, и люди шли туда работать, как на фабрику. Было неважно, какой будет урожай, что дальше с ним делать. Потом, когда эту землю раздали, люди не знали, что с ней делать, и отдавали в аренду за копейки или мешок сахара.
Поэтому сейчас мы имеем проблему – когда украинцы едут в Польшу собирать клубнику, имея дома 3 гектара и ничего на них не выращивая.
Если правительство хочет поддержать украинское село и производителя, привлечь большие инвестиции в отрасль, в переработку, то для этого нужно иметь максимальную маржу с гектара. Это возможно только с фруктами и ягодами.
Приведу простые примеры. С 3 га пшеницы можно заработать не больше $600. А с 3 га вишни можно заработать уже $6 тысяч.
Далее эту вишню нужно куда-то отдать на переработку. Это мотивирует строить предприятия, которые создают дополнительную маржу и могут экспортировать более дорогую продукцию.
Но здесь есть одна серьезная проблема – нужно время, чтобы вырастить сад. Поэтому государство должно помочь с предоставлением первоначальных инвестиций на закупку саженцев.
- О поддержке сельхозпроизводителей
Например, в Молдове работает система, когда маленький производитель сельхозпродукции сдает свою продукцию на предприятие, и предприятие от оборота этой продукции платит за него 3% в бюджет. То есть у него не болит голова за администрирование налогов. Аналогичная система есть в Польше. То есть все обложено, и исчезает наличная составляющая. Никто не обманывает бюджет, никто не «рисует» НДС, и тому подобное. Это все очень просто ввести – нужно только захотеть.
- О качестве бренда
Мы должны давать лучшее качество еще и с погрешностью на то, что мы – Украина. Для немецкого производителя качеством в первую очередь является его флаг. То есть за него уже 50% работы сделало государство своим имиджем. Почему швейцарский флаг продается и печатается на всех швейцарских изделиях? Потому что это уже половина успеха компании. А почему не печатается флаг на украинских изделиях? С этим нам трудно бороться, и именно к этому надо идти. Правда, когда ты продаешь свою продукцию в Японию или в Штаты, они тебя воспринимают как европейца. Для них нет разницы – ты польская, украинская или немецкая компания. Для них это все европейцы.