«Украинский рынок растет быстрее других». Интервью с главой BASF в Украине

Фото: предоставлено компанией BASF

Украинские компании тратят меньше денег на капитальные инвестиции. Если в первом квартале этого года они выросли почти на 18%, то по результатам полугодия – лишь на 12%. К тому же, в сельское хозяйство за шесть месяцев вложили на 8,6% меньше, чем в прошлом году. И это не удивительно, ведь сейчас можно купить государственные облигации и заработать 18,5% годовых, почти не прилагая усилий. Но так считают далеко не все. Международная компания BASF, один из крупнейших мировых химических концернов, наоборот, инвестирует в развитие своего украинского бизнеса. Зачем и во что именно – об этом The Page спросило у директора украинского подразделения концерна Тибериу Дима.

– Давайте поговорим о бизнесе BASF в Украине. Как складываются дела? Какие результаты?

– У нас свыше 15% роста в направлении продаж решений для сельского хозяйства. А в целом наш рост измеряется двузначной цифрой.

– Как бы вы сравнили заработки вашей компании в Украине и в других странах? Украина растет тем же темпом, как другие рынки, или быстрее?

– Украинский рынок растет быстрее остальных. Это если говорить вообще. Конечно, в различных индустриях и сегментах ситуация отличается. Но позитивные изменения в украинской экономике очевидны.

– А как бы вы объяснили, почему украинский рынок растет настолько быстро? Какие факторы на это влияют?

– Во-первых, потому что экономика развивается после очень глубокого падения, база сравнения очень низкая. А кроме того, Украина очень удачно расположена с географической и экономической точек зрения, имеет население свыше 43 млн человек. Здесь большой потенциал, отличные ресурсы, хорошо образованные люди. Именно поэтому не удивительно, что украинская экономика растет.

– У нас всегда был потенциал, были хорошо образованные люди. Но, кажется, именно в последнее время что-то изменилось. Наконец это начинает работать. Если говорить о вашей компании, как вы это объясняете для себя? Почему мы растем так быстро?

– Для нас дело не только в том, что происходит в этом году. Мы стабильно растем с 2014 года. Да, у нас в этом году рекордный рост. Но темпы не слишком отличаются от показателей за предыдущие годы.

Возможно, повлияло еще и то, что в 2015-2016 годах Украина была в заголовках мировых СМИ. Это заставило инвесторов обратить внимание на страну. Многие тогда говорили, что сейчас не самый подходящий момент для инвестиций в Украину, ведь возврат инвестиций будет лучшим в других странах. Но вложения в украинские облигации показывают, что это очень интересная инвестиция, которая принесла Украине свыше $3 млрд. Это очень большая сумма.

– А как насчет вашего бизнеса — вам это тоже помогло?

– Напрямую – нет, но это помогло украинской экономике. Это поддержало гривну. Она значительно укрепилась.

– А какие сегменты растут наиболее быстро?

– В этом году мы видим рост на потребительском рынке, особенно в сфере продуктов питания. Относительно неплохой рост на агрорынке. В некоторых сегментах, правда, в этом году рост умеренный. Мы наблюдаем рост в строительной отрасли и в производстве строительных материалов.

– Если говорить про вашу стратегию в Украине, то на чем вы сосредоточитесь в ближайшие два-три года?

– Если говорить вообще, то мы хотим сохранить лидерство на рынке химической продукции. Это наша глобальная стратегия, и это касается Украины также. Мы будем инвестировать в нашу команду, в развитие отношений с нашими клиентами, а также в то, чтобы передавать наши знания украинским потребителям.

Иногда это называют маркетинговыми инвестициями. Но что мы, на самом деле, стараемся делать на протяжении многих лет (например, в агросекторе) – так это организовывать семинары, тренинги. Мы приглашаем фермеров и обсуждаем с ними наши самые современные технологии и продукты. Показываем, как делать бизнес более эффективным, как создавать больше прибавочной стоимости для себя и для экономики в целом. А для этого мы в течение последних пяти лет (и в этом году тоже) выводим на этот рынок один или два инновационных химических продукта для сельскохозяйственного производства.

– Вы тратите средства на образование фермеров. А что получаете от них?

– Мы получаем базу клиентов, которые могут создавать больше добавленной стоимости. Как результат — развивается рынок и создается больше возможностей для того, чтобы конкурировать. Собственно, у нас появляется больше лояльных клиентов – больше клиентов и больше добавленной стоимости. Если говорить про сельское хозяйство, то инвестиции на гектар здесь значительно отстают не только от стран Западной Европы, но и от Польши, Венгрии или Румынии

– А какой здесь потенциал?

– Грубо говоря, украинский фермер вкладывает на гектар на 50% меньше, чем западноевропейский. Что хорошо в Украине – так это очень плодородная земля и погодные условия. Поэтому, может, и не надо столько вкладывать. Но мы все же видим нехватку инвестиций. Средний урожай пшеницы (насколько я помню) составляет 3,9 тонн с гектара. Но в других странах может быть и 5 тонн, и даже 6-8 тонн с гектара. Например, в Великобритании. Но и в Украине мы такое видели несколько лет назад — один из наших клиентов собирал 11 тонн с гектара. Все возможно, если уровень инвестиций будет достаточным. В этом году мы снова побьем собственный рекорд. Первое полугодие показывает, что рост, который у нас был в течение последних пяти лет, продолжается.

Читать на The Page