Facebook Pixel

«Сейчас можно сэкономить, если пересмотреть привычки потребления электроэнергии». Интервью с главой компании YASNO

Фото: YASNO

Фото: YASNO

С 1 июля в Украине заработала новая модель рынка электроэнергии. На смену «энергорынку» пришел так называемый «оптовый рынок». Он состоит из пяти сегментов: внутрисуточного, балансирующего рынка, рынка на сутки вперед, рынка двусторонних договоров и рынка вспомогательных услуг. Постепенно эта реформа должна привести к тому, что потребители, включая домохозяйства, смогут выбирать из нескольких поставщиков. А продажи будут осуществляться по тем же принципам, которе действуют на рынке мобильной связи.

Готовиться к этому начали все крупные производители электроэнергии. Первой стала группа ДТЭК Рината Ахметова – в ноябре здесь запустили свою компанию, которая работает с розницей. Речь идет о компании YASNO. Она специализируется на энергоэффективных технологиях, установке солнечных батарей и электрозаправок.

The Page расспросило Абдуллу Кьоксала (Abdullah Koksal), генерального директора поставщика электрической энергии и эффективных решений YASNO, как потребителям сэкономить на электроэнергии, а также о том, как изменится украинский рынок и чем он отличается от модели, работающей в соседних странах.

– Для чего вам бренд YASNO? Зачем он был создан?

– Позвольте начать с того, какие направления бизнеса у нас есть. Во-первых, мы поставляем электроэнергию 3,5 млн семей и бизнес-клиентам в трех регионах Украины – в Киеве, Днепропетровской и Донецкой областях. Также у нас есть энергосервисная компания ДТЭК ЭСКО, предоставляющая услуги промышленным клиентам по повышению энергоэффективности и уменьшению затрат на энергоносители. А частным клиентам мы предлагаем энергоэффективные наборы «Умный Ват». Поэтому мы им также помогаем уменьшать счета за электроэнергию. Еще у нас есть STRUM – наша сеть зарядных станций для электромобилей, которые расположены в Киеве и на нескольких ключевых автомагистралях страны.

Было очевидным, что мы предоставляем смежные услуги под разными брендами, но тем же клиентам. Это не очень эффективный способ ведения бизнеса. Поэтому мы объединили эти продукты и услуги, дополнили их новыми, сформировав для наших клиентов новое ценностное предложение. Это совершенно новый подход для нас как для поставщика электроэнергии. Именно такой была логика в создании нашего нового бренда YASNO. К тому же мы значительно улучшили уровень обслуживания, вывели новые продукты. Скоро будет еще много новостей. Бизнес значительно обновился, и ему нужно было новое имя – имя, которое соответствовало бы этим беспрецедентным изменениям.

– Чем YASNO будет отличаться от прежних облэнерго – компаний, которые работали до создания YASNO?

– Одно из самых важных изменений, которые прошли в рамках реформы рынка электроэнергии, заключается в том, что звено «дистрибуция – продажа электроэнергии» было поделено на отдельные бизнесы. Раньше была одна компания, которая и отвечала за работу электрических сетей, и обслуживала клиентов, и продавала им электроэнергию. После реформы эти виды деятельности разделены – ими занимаются отдельные компании.

QuoteРаньше была одна компания, которая и отвечала за работу электрических сетей, и обслуживала клиентов, и продавала им электроэнергию. После реформы эти виды деятельности разделены – ими занимаются отдельные компании.

Сейчас наша компания и лично я отвечаем только за одно – как лучше обслуживать клиентов. Это единственное, чем мы занимаемся, единственный фокус нашей организации. Безусловно, такая суженная специализация несет много преимуществ для потребителей. Ведь каждый бизнес теперь фокусируется на своей части. Уверен, клиенты уже видят разницу в сравнении с той единственной структурой, которая отвечала за все процессы в звене – от генерации до распределения и до ее поставки.

– Вы раньше работали в этой отрасли?

– Я из Турции. Там я работал в крупнейшей энергетической компании, которая обслуживала 9 млн клиентов и была совместным предприятием немецкого энергетического гиганта E. ON и турецкой Sabancı group. Я работал в разных сферах – от операционного управления, маркетинга. У меня есть большой опыт в этом бизнесе. Важно отметить, что подобная реформа уже прошла в Турции, и я принимал активное участие в реформировании. А именно – отвечал за процессы распределения бизнесов, их ребрендинга, изменения биллинговых систем и тому подобное. То есть у меня есть непосредственный практический опыт в тех изменениях, которые сейчас проходят в украинской электроэнергетике.

Сколько средств планирует заработать новая компания? Каким образом вы собираетесь увеличивать доходы?

– Сегодня наш бизнес — это преимущественно поставки электроэнергии по регулируемому тарифу (так называемая универсальная услуга). Это (большинство наших клиентов, объем поставки) — 11 тераВатт-часов в год. Если говорить о прибыльности, то это регулируемый бизнес. Да и в целом в бизнесе поставок электроэнергии нельзя говорить о высокой маржинальности, а значит о прибыли. Возможности увеличения прибыли, соответственно, зависят от трансформаций, которые осуществляет бизнес.

Мы наблюдаем большие изменения на европейских рынках, где энергетические гиганты инвестируют в новые направления. Это инфраструктура для электромобилей, возможности распределенной генерации и хранения электроэнергии, «умный дом». Мы уже сейчас развиваем эти направления в Украине. С нашей профессиональной помощью клиенты смогут становиться просьюмерами (активными участниками энергорынка) и зарабатывать на тех возможностях, которые им будет предлагать энергетика будущего. Эти новые технологии и новые услуги станут главным источником доходов для нашего бизнеса.

– Каков ваш прогноз относительно рынка солнечных панелей?

– Прежде всего, я считаю, что Украине прекрасно удалось начать внедрение фотоэлектрических технологий на потребительском уровне. Сегодня мы видим, что 15 тысяч домохозяйств уже установили солнечные станции, которые генерируют свыше 450 гигаВатт*часов в год, что является достаточно хорошим показателем. Мы прогнозируем, что в течение ближайших трех лет эта мощность будет удвоена. То есть еще 15 тысяч клиентов вложат деньги в эти технологии.

QuoteСегодня 15 тысяч домохозяйств уже установили солнечные станции, которые генерируют свыше 450 гигаВатт*часов в год. Мы прогнозируем, что в ближайшие три года эта мощность будет удвоена.

Важно, чтобы в Украине было три драйвера, которые повлияют на рост этого рынка. Во-первых, это «зеленые» тарифы как государственная поддержка распространения этих технологий. Я считаю, что сейчас ситуация является достаточно благоприятной для того, чтобы потребители могли рассматривать такую возможность для инвестиции. Во-вторых, это развитие технологий. Эффективность солнечных технологий значительно возрастает. И третье (что, по моему мнению, является наиболее критическим) — это возможности финансирования. Если сравнивать рынки Украины и Европы, то мы видим, что на европейских рынках инструментов финансирования больше. Поэтому обычному домохозяйству намного проще инвестировать в такие технологии. Мы будем работать над вариантами финансирования, чтобы они также были доступными для наших клиентов в Украине. И если нам удастся это сделать – я считаю, что рост рынка будет гораздо большим.

– Почему люди должны верить YASNO больше, чем бывшим облэнерго? Что изменится?

– Прежде чем проводить ребрендинг, мы уже выполнили значительные улучшения. Изменения уже есть. Запуск этого бренда является следующим шагом на длительном пути трансформации. Мы инвестировали в три основные каналы обслуживания клиентов: нашу сеть центров обслуживания, в наши горячие линии и цифровые каналы обслуживания.

Что касается сети отделений, то мы разработали и запустили новый концепт обслуживания — энергоофисы. Пять энергоофисов уже открыты, и они принимают клиентов. А к середине следующего года мы планируем обновить всю сеть – 65 отделений. Тогда все наши клиенты, включая тех, кто проживает в сельской местности, будут посещать наши новые, современные отделения.

Во-вторых, это контакт-центры – горячие линии. Здесь акцент был сделан на уменьшение времени ожидания на линии и на повышение уровня обслуживания. Мы инвестировали в расширение способности наших контакт-центров, а также в технологии, позволяющие автоматически (а одновременно быстрее, не дожидаясь соединения с оператором) выполнять самый распространенный процесс, ради которого нам звонят, – передачу показателей счетчиков. Отныне их можно передать с помощью интерактивного голосового меню или голосового бота.

Наши клиенты привыкли передавать показатели в первичный короткий период. Поэтому возникает перегрузка на мощности, которые в остальное время простаивают. Это пиковые периоды в начале месяца. Мы продолжаем работать над тем, чтобы сгладить эти пики. В частности, проводим разъяснительные кампании, где рассказываем клиентам, в какое время лучше всего и быстрее всего с нами общаться. А мощность, которая высвободится, мы направим на еще лучшее обслуживание.

И напоследок – цифровые каналы: личные кабинеты и мобильные приложения. Мы инвестировали в увеличение их количества и в дополнительный функционал – чтобы клиентам было легко и удобно с нами взаимодействовать. Уверен, клиенты уже заметили, что общение с нами стало проще и яснее. А мы стали более дружественной компанией, которая фокусируется на нуждах потребителей. Именно эти дела (а не слова, не новое имя бренда), я уверен, станут главным фактором, почему мы будем нравиться нашим клиентам.

– Сколько средств вы уже вложили в улучшение сервиса и сколько собираетесь еще инвестировать?

– Если говорить о нашей общей программе преобразований, то, прежде всего, – это обновление отделений, преобразование их в формат энергоофисов. Это большая программа для сети с 65 центрами обслуживания. Во-вторых, это инвестиции в нашу инфраструктуру – биллинговую и CRM-системы. Мы планируем ввести новое, единственное решение. Также заменим технологию, которую используем для работы контакт-центров.

Еще часть инвестпрограммы – это инвестиции в новые продукты, которые мы внедряем. И последнее – это повышение квалификации и обучение наших сотрудников. Мы будем повышать их профессиональный уровень, осведомленность о новейших энергетических продуктах и внедрять процессы, направленные на улучшение уровня сервиса. В целом расходы на эти трансформационные процессы составляют свыше 100 миллионов грн.

Если тарифы для населения будут расти, как это повлияет на вашу работу, какие появятся возможности?

– Возможности, которые мы видим для нашего бизнеса, непосредственно не связаны с ростом тарифов. Наши основные планы — в другой плоскости. Общий тренд на европейских рынках для поставщиков электроэнергии – предоставлять больше сервисов, больше услуг по энергосбережению.

QuoteОбщий тренд на европейских рынках для поставщиков электроэнергии – предоставлять больше сервисов и услуг по энергосбережению.

Поэтому и мы планируем трансформировать бизнес поставки — предлагать дополнительные продукты: двухзонные счетчики, чтобы клиенты могли экономить с ночным тарифом; более эффективные технологии освещения, позволяющие уменьшать счета. Я верю, что это будут именно те факторы, которые будут развивать бизнес. Наши продукты и сервисы будут востребованы, и это будет источником доходности для нас.

Вы из Турции. Какие основные различия между рынками Турции и Украины?

– На рынке Турции энергетическая реформа началась 10-12 лет назад. Я наблюдаю опыт Украины и вижу, что процессы реформирования происходят гораздо быстрее. И я приятно поражен скоростью изменений и конкретными достижениями за последний год. В чем заключается разница между Украиной и Турцией? Безусловно, во времени, которое страна провела уже с введенным и развитым энергетическим рынком.

Нынешний оптовый рынок электроэнергии в Украине развит недостаточно, чтобы компании-поставщики могли внедрять новые продукты. К сожалению, сегодня абсолютно все предложения на свободном рынке электроэнергии формируются по принципу «затраты плюс». Предложения поставщиков полностью привязаны к стоимости электроэнергии. Эта стоимость, естественно, колеблется. А мы как поставщик не можем предложить фиксированные условия.

Я надеюсь, что скоро станут возможными двусторонние долгосрочные договоры – важный сегмент оптового рынка, где покупать электроэнергию можно будет напрямую в генерации. Тогда мы сможем заключать долгосрочные соглашения, в которых будут фиксировать цену на долгий период – на год, а то и на дольше.

Тогда мы представим клиентам предложение, которое было популярно в Турции, — контракт с фиксированной ценой. А это очень важно, особенно для крупных клиентов, промышленных потребителей, которые с фиксированным контрактом смогут планировать свои расходы. Если они будут знать стоимость электроэнергии на год вперед, то смогут хеджировать риски и лучше планировать свою деятельность. Это главное отличие между двумя странами. Но, наблюдая темпы, которыми движется Украина, я надеюсь, что мы сможем предложить такие продукты нашим клиентам уже в ближайшее время.

Что должно измениться на рынке электроэнергии, чтобы операторы работали лучше?

– Я думаю, что это как раз то, о чем я только что говорил, – развитие оптового рынка является критическим. Мы ожидаем, что вскоре начнет развиваться рынок двусторонней торговли, а это позволит улучшить обслуживание и предлагать лучшие продукты для наших клиентов. И мы ожидаем определенного механизма, который будет способствовать и подталкивать компании-поставщиков к лучшему обслуживанию клиентов. Мы уже активно настроенные на достижение этих целей. А эти изменения помогут клиентам увидеть улучшения качества по всей Украине.

И еще один вопрос. Дайте нам какой-нибудь совет. Что делать людям, чтобы платить меньше за электроэнергию?

QuoteЧтобы сэкономить, посмотрите, можете ли перенести часть потребления на ночной период, и замените электроприборы на более эффективные.

– Безусловно, надо просмотреть свой профиль и привычки относительно потребления электроэнергии. Посмотрите, можно ли часть потребления перенести на ночной период. Абсолютно реально, например, не стирать одежду днем, а делать это во время действия ночного тарифа. Тогда можно платить за электроэнергию по более выгодным ценам. Также нужно пересмотреть электроприборы, которыми пользуетесь дома, и попробовать заменить их на более эффективные. Своим клиентам мы предлагаем ряд решений, которые позволят им экономно потреблять и платить за электроэнергию меньше.

Поблагодарить 🎉