Ежегодный оборот рынка такси в Украине, согласно оценкам Офиса эффективного регулирования BRDО, достигает 40 млрд грн. Однако из этой суммы на «белую» часть приходится всего 1 млрд, потому что только 4% таксистов работают легально. Остальные (а это почти 96% рынка) пока прячутся в тени. Однако это не надолго. Легальные сервис-такси, которые зашли на рынок несколько лет назад, объявили «войну» нелегалам, взявшись за реформирование рынка.
Как будет трансформироваться рынок такси в ближайшие годы, расспросило регионального менеджера сервис-такси Bolt в Украине Тараса Потичного. Также он рассказал о том, когда сервис-такси запустит доставку еды, где появятся самокаты и новые услуги.
Реформа рынка такси и автокресла
– Каким образом законопроект, который сейчас разрабатывается с целью регулирования рынка такси, сможет его трансформировать?
Есть два направления движения. Первый – упростить деятельность сервис-такси. Но пока продолжается диалог, насколько это нужно. Речь идет о декларативном формате получения лицензии – когда не нужно проходить ряд бюрократических коррупционных процедур для того, чтобы получить документ, а декларативно сказать, что мы занимаемся такси-перевозками.
Второй – это, собственно, описать деятельность современного рынка. Такси – это история прошлого века. Конечно, во многих странах оно существует, и еще долго будет существовать. Но страны условно можно разделить на две части. Одна – это те страны, в которых такси является премиальным продуктом, на котором передвигаются исключительно состоятельные люди, используя авто как премиум-сервис. Вторая часть – это страны, где сервис перевозок (как сейчас в Украине) стал доступным для многих слоев населения. На законодательном уровне законопроект либерализует и упростит условия на рынке, поскольку опишет этот вид сервиса, которым занимается водитель, и тот вид налога, который он должен уплатить.
– Что это будет означать для водителей такси?
– Водителям, которые не регистрируют себя как юридическое лицо, придется уплатить единовременный налог, что и является разрешением на осуществление такой деятельности. Это разрешение будет выдаваться на месяц или на год. Имея этот документ, водитель сможет заниматься перевозкой пассажиров, используя онлайн-сервисы такси.
– Какой будет стоимость такого документа, что будет в него входить?
– Он будет электронным, его можно будет проверить по номеру. Мы оцениваем его стоимость на уровне от 3 до 5 тыс. грн на год, но еще продолжается дискуссия с игроками, стейкхолдерами и с властью. Обязанности, которые он накладывает, – это иметь страхование от несчастных случаев. Сейчас некоторые компании сами добровольно страхуют свои поездки, а в документе это будет прописанно как требование. Также нужно будет проходить техосмотр и получать ряд других разрешений, которые обеспечивают необходимое качество и безопасность перевозки.
– Для водителя это много или нет? Способен ли он будет заплатить эту сумму, чтобы работать легально?
– Открыть ФОП достаточно непросто, как и вести учет. Кроме того, существующий налог немалый. Поэтому мы и пытаемся найти простой и недорогой способ, чтобы водителю было легко и удобно работать, выполняя все требования. Сказать на этом этапе, сможет ли и захочет ли водитель, трудно. На рынке наблюдается тенденция, когда «таксуют» много людей. И это нормальная тенденция, когда водители делятся своей машиной для того, чтобы не только заработать, но и уменьшить трафик в городе. Конечно, для таких людей это будет значительная стоимость. Но для людей, которые полноценно работают в такси, это будут не такие большие средства.
– То есть для ваших водителей это будет несущественно.
– Для подавляющего большинства, которые полностью заняты этой работой, нет.
– Большинство ваших водителей являются ФОПами?
– Мы не требуем от водителей перед нами отчитываться, каким образом, где и когда они уплатили налоги. Мы имеем онлайн-контракт, так называемую оферту, которую подписываем. Регистрируясь у нас как платформы, водители дают согласие на определенные пользовательские условия. Каким образом они отвечают перед законом, мы не знаем, но понимаем, что сейчас закон для этого рынка работает неэффективно.
Реально сейчас водитель может посадить ребенка на надувную подушку и доказать полиции, что это – спецсредство для перевозки. Но водителям проще не принимать такие заказы, потому что они, купив такое автокресло, не смогут даже окупить его.
– Стоимость поездок уменьшится или увеличится, когда рынок выйдет из тени?
– Мы не ожидаем значительных ценовых изменений от регулирования рынка.
– По оценкам Bolt, сколько процентов этого рынка находится в тени?
– Большинство водителей не соответствуют действующим нормам законодательства, потому что проблема заключается в законе, который не может эффективно описать новый вид деятельности и создать простой и удобный способ для уплаты водителями налогов.
– Как будет контролироваться рынок такси?
– Требовать от водителя купить это разрешение.
– Каким образом тогда бороться с компаниями, которые находятся в тени?
– Закон предусматривает возможность так называемой контрольной закупки, но в упрощенном формате. Когда определенные группы граждан, полиция, другие органы смогут заказать авто через любой сервис: приедет водитель, службы проверят у него наличие разрешения. Соответственно у них будет возможность оштрафовать его или другим образом привлечь к ответственности за то, что он это разрешение не получил. Будет борьба с целыми нелегальными кухонными сервисами, которых очень трудно найти, потому что у них есть номер телефона, но больше ничего нет.
– В ноябре прошлого года вступил в силу закон о детских автокреслах. Как он повлияет на сервисы такси?
– Закон никоим образом не требует от водителя такси предоставить автокресло пассажиру, который садится, но он требует безопасной перевозки ребенка. Реально сейчас водитель может посадить ребенка на надувную подушку и доказать полиции, что это – спецсредство для перевозки. Но водителям проще не принимать такие заказы, потому что они, купив такое автокресло, не смогут даже окупить его. Поэтому инвестировать в такие услуги лучше сервисам. Мы планируем закупить десятки или, возможно, сотни автокресел для больших городов, где работаем. Это будет инвестиция в новую услугу для отдельной категории. То есть при заказе такси пассажиру необходимо будет указать, что он планирует ехать с ребенком.
– Как в таком случае вырастет стоимость перевозки?
– По нашим подсчетам, средняя стоимость услуги составит около 50 грн.
О росте в 2019-м и о запуске сервиса в новых городах
– Как Bolt вырос с момента перезапуска?
– Для нас перезапуск был моментом запуска с нуля. За два года количество загрузок приложения превысило 1,5 млн. Количество водителей выросло до десятков тысяч, а клиентская база насчитывает миллионы пассажиров. Сейчас в некоторых городах сервис вышел на второе и даже на первое место по количеству заказов.
– Как развивался сервис в 2019 году?
– Основной период роста произошел именно в прошлом году — мы выросли в несколько раз, в частности благодаря тому, что в начале 2019-го запустили услугу в новых городах. Соответственно интенсивный рост продолжался в середине и конце года. Быстрее всего рос наш сервис во Львове.
– Планируете ли запустить услугу еще где-то?
– В 2020 году мы планируем запустить сервис еще в пяти-шести городах. Начнем с Днепра и Запорожья, а в дальнейшем увидим, где есть потребность.
– Как отличается стоимость среднего чека в большом и малом городе?
– Средний чек в Киеве составляет около 100-110 грн, но все еще зависит от месяца года. Например, в декабре он растет на 10%. Города-миллионники имеют на 20% меньший чек. Например, во Львове средняя стоимость заказа составляет 70-80 грн. В небольших городах – 60-70 грн. В течение последних лет средний чек остается неизменным. Он зафиксирован на таком эффективном уровне, сколько могут себе позволить платить украинцы.
– Сервис уменьшил комиссию для водителей с 20% до 8-10%. Не является ли убыточным для компании получать такие небольшие суммы?
– Сейчас водителям предлагается 0% комиссии, если они в течение недели осуществили 60 поездок. То есть они не платят процент, начиная с 61-й поездки. Конечно, заходить на конкурентные рынки достаточно дорого, а еще это долгие инвестиции, которые нужно возвращать. Однако инвестировать в украинский рынок перспективно, поскольку он будет расширяться вместе с компанией.
Во многих странах рынок таких услуг очень велик, но немало компаний вынуждены были уйти с него из-за значительного уровня вандализма. Уровень маржи и заработка в несколько раз корректируется – в зависимости от того, насколько население того или иного города бережно относится к таким электросамокатов.
Об услугах
– В ноябре Bolt начал предоставлять услуги проката электросамокатов в тестовом режиме. Насколько популярен такой сервис?
– Пока установлено несколько десятков электросамокатов, но для того, чтобы охватить весь Киев, нужно несколько тысяч. Это будет сезонная услуга, которая продлится, по нашим оценкам, от шести до девяти месяцев в течение года.
– Когда эта услуга заработает полноценно?
– Планируем запустить прокат электросамокатов в Киеве весной. Этот сервис будет доступен в том же самом приложении.
– Вы можете конкретнее назвать дату?
– Пока она неизвестна, поскольку существует много факторов, от которых зависит день запуска. Это доставка самокатов, их оборудование. Есть очень много технических и административных моментов, которые нужно решить.
– Какова стоимость этой услуги?
– Финальная цена еще не установлена. Это будет где-то 60% от среднего чека такси. Тариф будет состоять из двух частей. Одна часть – за старт, то есть разблокировка. А дальше – поминутная тарификация. Средний чек электросамоката составит 50-60 грн.
– Как можно будет воспользоваться этой услугой?
– Карта города будет поделена на зоны, где самокат можно как взять, так и оставить. Зона – это не квадратный метр. Это улица, район, квартал. И в рамках этой территории будет свободное пользование. Где пользователю удобно его взять и оставить, там он это и будет делать.
– А что это будут за локации?
– Мы начнем с центра города, с более трафиковых мест, где потенциально будет больший спрос, в частности со станций метро. Самокат решает проблему так называемой последней мили. Учитывая то, что город у нас довольно большой, часто, доезжая до нужной станции метро или остановки другого общественного транспорта (или даже выходя из такси), обычно необходимо пройти еще пешком определенное расстояние – до одного километра. Поэтому даже девушки на каблуках или мужчины в костюмах могут свободно передвигаться на таком средстве, как электросамокат.
– В Украине раньше не было такой услуги – прокат электросамокатов. По вашим подсчетам, насколько это выгодно?
– Сегодня это очень популярный вид сервиса во всем мире. В течение уже нескольких лет он приобретает популярность в Восточной, Центральной и Западной Европе. Конечно, не все города оправдали экономическую целесообразность этого проекта, но у нас есть определенная выгода: мы рейдгейлинговая компания, и рассматриваем этот бизнес вместе со всем бизнесом перевозок.
– Вы говорите, что в мире это достаточно популярная услуга. Сколько приблизительно зарубежные компании зарабатывают на таком сервисе?
– Во многих странах рынок таких услуг очень велик, но немало компаний вынуждены были уйти с него через значительный уровень вандализма. Уровень маржи и заработка в несколько раз коррелируется в зависимости от того, насколько население того или иного города бережно относится к таким электросамокатов, не всегда понимая, что это частная собственность.
– Услуга будет представлена только в Киеве или и в других городах?
– Мы планируем запуск в двух городах – вместе с Киевом, возможно, будет Львов.
Такси – это история прошлого века. Конечно, во многих странах оно существует, и еще долго будет существовать. Но страны условно можно разделить на две части. Одна – это те страны, в которых такси является премиальным продуктом, на котором передвигаются исключительно состоятельные люди, используя авто как премиум-сервис. Вторая часть – страны, где сервис перевозок (как сейчас в Украине) стал доступным для многих слоев населения.
– Какие еще сервисы вы планируете запустить в 2020 году?
– Пока что мы рассматриваем возможность запустить доставку еды. Ведем переговоры с некоторыми ресторанными сетями. В течение следующих нескольких месяцев мы будем расширять портфолио наших дополнительных сервисов. Также начнем предоставлять услугу по перевозке детей в автокресле и дополнительные, более премиальные сервисы для заказа машины.
– Когда планируете запуск доставки еды?
– Уже в первом полугодии 2020 года. Все зависит от коммерческих переговоров с крупными сетями ресторанов и автопарками скутеров. Начнем с Киева и будем масштабировать эту услугу в других регионах.
– Ваш конкурент – компания Uber – планирует выход на финансовый рынок. Какие у вас планы в отношении этого рынка?
– В глобальных компаниях сейчас используется внутренний банкинг – когда юзеры других сервисов могут дополнительно получить карточку, кредит, дополнительные банковские или финансовые возможности. Мы активно работаем над разработкой наших финансовых услуг. Это большой коммерческий и дополнительный сервис.