«Даже один перегруженный грузовик увеличивает разрушительное воздействие на дорожное покрытие в десять раз». Интервью с председателем «Укравтодора»

Фото: Укравтодор

Когда в Украине будут нормальные дороги? Такой вопрос хотя бы раз возникал у каждого, кто пытался на автомобиле добраться от одного города до другого. С 2016 года в Украине отремонтировали около 7 тысяч километров дорог. Всего надо восстановить 150 тысяч километров. То есть для восстановления нужно 20 лет. Но беда в том, что ремонтируются дороги в Украине медленнее, чем разрушаются, – и преимущественно из-за перегруза автомобилей. Чтобы решить эту проблему, в сентябре запустили экспериментальную систему взвешивания в движении. Как она работает и что дает, The Page рассказал председатель государственного агентства Автомобильных дорог «Укравтодор» Александр Курбаков.

– Откуда эта система? Кто такую использует? Сколько это будет стоить Украине?

– Эта система впервые начала использоваться в 50-х годах ХХ века в США. Сейчас она распространена по всему миру. Пилотный проект по запуску шести площадок WiM на въездах в Киев выполняется на кредитные средства Международного банка реконструкции и развития, полная стоимость проекта – более $6 млн. В эту сумму, кроме стоимости сооружения площадок, также входят затраты на создание серверной, разработку ИТ-системы, обучение специалистов и прочее. Следующие площадки WiM будут значительно дешевле, но каждая цена, конечно, будет продиктована условиями конкретного тендера. Однако (если мы возвращаемся к вопросу стоимости качественного ремонта дорог) эти расходы являются вполне оправданными.

– Насколько серьезно у нас стоит проблема перегруженности дорог?

– Доля грузовых автомобилей на дорогах Украины составляет лишь 10% от всех транспортных средств. Однако именно они наносят более 90% ущерба для покрытия, образуя колеи, выбоины и трещины.

Мы презентовали результаты первого статистического исследования, собранные благодаря системе в движении. Только на одной точке (WiM-2) на выезде из Киева в ноябре было зафиксировано более 200 нарушений норм габаритно-весового контроля, 100 из нарушителей были перегружены в 1,5-2 раза.

– Как можно измерить перегрузки дорог? Какая должна быть нагрузка?

– Взвешивание в движении (Weight in Motion) – это умная система комплексного сбора данных о транспортных средствах, которые двигаются автомобильными путями: о дате и времени проезда, о температуре воздуха и дорожного покрытия, о полосе и направлении движения, о скорости движения и государственном номерном знаке, о габаритных размерах, расстоянии между осями, общей массе и ее распределении на оси. Кроме автоматической фиксации нарушений, система WiM также позволяет получать комплексную информацию об интенсивности движения и составе транспортных средств – для планирования ремонтно-строительных работ и расчета потенциальных расходов. Эта система является очень точной.

– Эта проблема со временем обостряется или решается?

– До появления на украинских дорогах WiM мы могли ориентироваться только на статистику, которую предоставляет «Укртрансбезопасность». Согласно ей, только в 2017 году было выявлено 11 345 транспортных средств с нарушением габаритно-весовых параметров. Но сейчас мы можем говорить как минимум о 1000 нарушениях за месяц, то есть около 12 000 нарушений в год – но речь идет только о Киеве!

Сейчас мы ожидаем данные от WiM на критических точках, информация начнет поступать, как только заработает автоматическая система оповещения и штрафования. Сейчас система проходит сертификацию, «Укравтодор» сотрудничает с парламентом, «Укртрансбезопасностью» и Национальной полицией. По нашим прогнозам, в апреле следующего года эта система будет уже полностью работать.

– Сколько новых дорог уже испорчено через превышение нагрузки?

– Можем лишь ориентировочно об этом говорить. Но даже один перегруженный грузовик с нашего анти-рейтинга (он только в ноябре девять раз перевозил груз, который на 50% превышал максимально разрешенный вес) увеличивает разрушительное воздействие на дорожное покрытие в десять раз. А это разрушит дорогу быстрее, чем предусмотрено техническими характеристиками.

– Чем новая система будет лучше той, которая существует сейчас?

– Система взвешивания в движении является максимально точной, она минимизирует человеческий фактор в оценке нагрузок и, соответственно, снижает коррупционные риски. Кроме этого, она предоставляет максимальную информацию о всех транспортных средствах, становясь частью интеллектуальных систем управления дорожной инфраструктурой.

Читать на The Page