Законопроект об электронном резидентстве: преимущества и пробелы

Ирина Брилянт
Член Ассоциации юристов Украины, управляющий партнер АО «Дестро», адвокат
Фото: Tumisu/Pixabay

Фото: Tumisu/Pixabay

20 октября в ВРУ был зарегистрирован законопроект № 4240. Об этом сообщило Министерство цифровой трансформации в социальных сетях.

Что включает документ: каковы его преимущества и в чем пробелы? Наконец, насколько он эффективен?


В условиях стремительного развития информационных технологий и глобализационных процессов в мире актуальным является внедрение методов электронного управления.

Telegram Logo

В частности, электронное резидентство является одним из прогрессивных методов современного управления, который создает предпосылки для успешного ведения бизнеса с нерезидентами.

Вместе с тем е-резидентство позволит государству-резиденту контролировать легальность хозяйственной деятельности и налогообложение таких субъектов.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

25 июня 2020 года Кабмин постановлением «О реализации экспериментального проекта по внедрению и реализации в Украине электронного резидентства» создал предпосылки для внедрения в Украине института электронного резидентства.

20 октября 2020 года был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно ведения предпринимательской деятельности е-резидентами в Украине».

Анализируя законопроект в целом, следует отметить, что он предлагает ряд реальных новаций.

Они способны создать условия для получения заинтересованными иностранцами и лицами без гражданства, которые получили статус е-резидента, возможности регистрации себя как физического лица-предпринимателя и ведения предпринимательской деятельности без необходимости пребывания в Украине.

Однако данный законопроект не содержит мер противодействия киберугрозам и двусторонней защиты данных при электронном резиденстве согласно закону «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины».

Вместе с тем целесообразно рассмотреть ключевые позиции законопроекта.

Им, в частности, предусматривается дополнение раздела ХХ Переходных положений Налогового кодекса Украины подразделом 10-1 «Ведение предпринимательской деятельности электронными резидентами».

Этими изменениями предусматриваются временные, до конца 2022 года, особенности и правила ведения предпринимательской деятельности электронными резидентами-предпринимателями.

В то же время действие этого подраздела не распространяется на электронных резидентов-физлиц.

Положительным является то, что в законопроекте предлагается установить налоговый адрес е-резидента, который зарегистрировался как физическое лицо-предприниматель, по местонахождению администратора, по которому он берется на учет как налогоплательщик, а не по местонахождению каждого отдельного резидента для предотвращения махинаций по изменению домена.

При этом администратором выступает ГП «Дия», осуществляющее мероприятия по созданию, администрированию, технической поддержке системы, а также обеспечивающее и отвечающее за защиту и безопасность информации в системе.

Однако в законопроекте не идет речь о конкретных данных, программах и мерах безопасности, которые бы гарантировали максимальную степень защиты информации е-резидентов и государства.

Стоит отметить, что законопроектом четко установлено, что е-резидент осуществляет государственную регистрацию себя в качестве плательщика единого налога третьей группы упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Отмечается также, что е-резидент-предприниматель не может использовать труд наемных лиц.

Вместе с тем законопроектом также предлагается норма, согласно которой е-резидент-предприниматель может осуществлять исключительно те виды хозяйственной деятельности, которые определены Минюстом по согласованию с Минфином.

Предполагается дальнейшее внесение изменений в соответствующие подзаконные акты, в которых будут определены виды хозяйственной деятельности, которые смогут осуществлять е-резиденты, среди которых, в частности, следующие:

  • издание компьютерных игр (58.21 КВЭД);
  • издание другого программного обеспечения (58.29 КВЭД);
  • компьютерное программирование (62.01 КВЭД);
  • другая деятельность в сфере информационных технологий и компьютерных систем (62.09 КВЭД);
  • обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность (63.11 КВЭД) и др.

Считаю, что установление данным законопроектом специальных правил отчетности е-резидентов является инструментом эффективного контроля за своевременностью и правильностью уплаты ими налогов.

Вполне соразмерной мерой для целей налогообложения является то, что е-резидент-предприниматель обязан вести учет доходов, расходов и других показателей исключительно в электронном виде и через электронный кабинет налогоплательщика.

Что касается правильности исчисления е-резидентом-предпринимателем сумм налога, то они могут подтверждаться исключительно первичными и другими документами, которые составлены в электронном виде и направлены в контролирующий орган, заверены квалифицированной электронной подписью, а также копиями таких документов, если они были составлены в бумажном виде.

Любые данные, не подтвержденные указанными документами, считаются такими, которые не существуют, и не могут учитываться при исчислении налоговых обязательств е-резидента-предпринимателя.

Но есть исключения — случаи, когда учет таких данных приводит к увеличению размера налоговых обязательств или увеличению объема других обязательств такого субъекта.

При этом любые суммы средств, поступившие электронному резиденту-предпринимателю, признаются его доходом и облагаются налогом по ставке, предусмотренной пунктом 293.4 статьи 293 Налогового кодекса, если основание для поступления таких средств не подтверждено документами.

Положение проекта закона отражает и специфику проведения Государственной налоговой службой Украины проверок, что обусловлено спецификой предпринимательской деятельности, которую осуществляет е-резидент-предприниматель, и особенностями отчетности.

Проектом закона также отмечается, что е-резидент-предприниматель подает налоговую декларацию исключительно в электронной форме через электронный кабинет налогоплательщика.

Указанным проектом закона также предлагается внести изменения в другие законодательные акты Украины.

В частности, предлагается дополнить статью 1087 Гражданского кодекса частью четвертой и предусмотреть порядок проведения расчетов физических лиц-предпринимателей, зарегистрированных электронными резидентами, исключительно в безналичной форме.

Документом также предлагается внести соответствующие изменения в следующие законы Украины:

  • «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»;
  • «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» и другие.

Итак, учитывая вышесказанное, данный законопроект содержит четкие нормы, способствующие налаживанию условий для ведения бизнеса е-резидентами в Украине, создаст механизм для привлечения новых инвестиций, а также приведет к увеличению доходов государственного бюджета путем наполнения его за счет налогов, уплачиваемых е-резидентами.

Но все же данный законопроект в недостаточной степени предусматривает меры по минимизации возникновения киберинцидентов и усиленной защиты информационно-цифровых данных нашего государства.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости