Facebook Pixel

Законопроект 4107. Изменения, которые Нацсовет по телерадиовещанию ждал давно

Мария Пиллероа Мадан
член совета комитета Ассоциации юристов Украины по вопросам СМИ и рекламного права
Фото: Free-Photos / Pixabay

Фото: Free-Photos / Pixabay

17 июня Верховная Рада приняла голосами 302 народных депутатов Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения независимости Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания». Закон вступает в силу на следующий день после его опубликования. Какие изменения предполагаются, и почему их так ждал Нацсовет?

Накануне голосования во втором чтении парламентарии рассмотрели 539 поправок к этому законопроекту. А впервые он был представлен на обсуждение Верховной Рады еще 17 сентября 2020 года.

Аргументируя необходимость принятия закона, народные депутаты — инициаторы законопроекта — Никита Потураев и Евгения Кравчук в пояснительной записке к документу отмечали: «Чтобы уменьшить политическое влияние на деятельность Национального совета, необходимо разработать действенный механизм законодательных изменений относительно назначения и деятельности членов Национального совета и аппарата Национального совета, что обеспечит эффективную работу Национального совета, независимость регулирования сферы телевидения и радиовещания, уменьшение коррупционных рисков и т.д.».

Telegram Logo

Соглашаясь с авторами законопроекта, от себя добавлю, что Совет Европы неоднократно подчеркивал необходимость усиления независимости регулятора сферы медиа.

В Рекомендации Комитета министров Совета Европы «О независимости и функциях регулирующих органов в секторе вещания» отмечается, что «важно обеспечить соответствующее и взвешенное регулирование этого сектора (вещания), чтобы гарантировать свободу СМИ и одновременно уравновесить эту свободу с другими законными правами и интересами» и рекомендовано включить в национальное законодательство положения, а в политику — меры, которые давали бы регулирующим органам сектора вещания полномочия выполнять свои задачи ... эффективно, независимо и открыто».

Замечу, что не все инициативы законопроекта «дожили» до голосования во втором чтении. Так, первая редакция предусматривала существенное увеличение должностных окладов членов регулятора: глава Национального совета — 40 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (на сегодня – 90 800 грн), первый заместитель главы — 37 (83 990 грн); заместитель — 35 (79 450 грн); ответственный секретарь — 35 (79 450 грн); член Национального совета — 33 (74 910 грн).

Проголосованы же были значительно меньшие размеры: глава Национального совета — 12 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (на сегодня это 27 240 грн); первый заместитель — 11,5 (26105 грн); заместитель — 11 (24 970 грн); ответственный секретарь — 11 (24 970 грн); член Национального совета — 10 (22 700 грн).

Такое повышение окладов, по моему мнению, не выполняет задачу этих изменений — обеспечение принципа независимости Национального совета и заинтересованности высококвалифицированных экспертов в сфере медиа баллотироваться в Национальный совет.

К примеру, в Грузии, где успешно проведена реформа сферы медиа, должность члена Национальной комиссии Грузии по регулированию коммуникаций является одной из самых высокооплачиваемых в стране (15 700 лари, что составляет чуть более 5000 долларов США). Справедливости ради отмечу, что Национальная комиссия Грузии по регулированию коммуникаций финансируется не из бюджета Грузии, а на средства взносов участников рынка (1% от общего дохода).

В то же время законом внесено много важных изменений в действующее законодательство в сфере телевидения и радиовещания, которыми урегулирован ряд насущных вопросов:

- отменено ограничение на проведение во время карантина конкурсов на вещание;

- уточнены требования к членам Национального совета, их права и обязанности;

- определен порядок представления кандидатур на должность членов Национального совета;

- предусмотрено создание президентом Украины конкурсной комиссии для проведения отбора кандидатов на должность члена Национального совета;

- решен вопрос учета гендерной составляющей при назначении членов Национального совета.

Попутно должна напомнить о другом важном законопроекте — Законе о СМИ. Сейчас их в Верховную Раду подано несколько. Целью этого закона является глобальная реформа сферы медиа, что крайне необходимо в условиях гибридной войны и постоянной борьбы нашего государства за безопасное информационное пространство.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]
Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter Cmd + Enter Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости