Фото: КСУ/FB
Президент 29 октября года внес в Верховную Раду проект закона «О восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству» (№ 4288).
В нем, в частности, идет речь:
- 1) о ничтожности принятого решения Конституционного Суда Украины от 27 октября 2020 года № 13-р / 2020 по делу № 1-24 / 2020 (393/20), то есть признании его таким, которое не создает правовых последствий и
- 2) прекращении полномочий состава Конституционного Суда Украины, действующего на момент принятия КСУ от 27 октября 2020 года.
Да, действительно, такой проект является ничем иным, как тем, что нарушает нормы основного закона государства. А основными принципами демократического общества является соблюдение норм Конституции.
После принятия решения судьями КСУ (которым отменяется антикоррупционные полномочия НАПК и отменяется ответственность за недостоверные декларирование) последние потеряли авторитет и доверие граждан Украины.
Однако решение КСУ не может быть признано ничтожным в предложенный способ, поскольку решения и выводы, принятые Конституционным судом, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы.
Прекращение полномочий состава Конституционного суда также осуществляется в несколько иной способ.
Так, в соответствии со ст. 1491 Конституции Украины, полномочия судьи КСУ прекращаются в случае:
- окончания срока его полномочий;
- достижения им семидесяти лет;
- прекращения гражданства Украины или приобретения им гражданства другого государства;
- вступления в законную силу решения суда о признании его без вести пропавшим или объявления умершим, признания недееспособным или ограниченно дееспособным;
- вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него за совершение им преступления;
- смерти судьи КСУ.
Итак, существует определенный перечень оснований для прекращения полномочий судей КСУ.
Среди них нет такого основания прекращения полномочий судей КСУ, как принятие Верховной Радой закона, внесенного президентом Украины, о прекращении полномочий судей КСУ.
В частности, проект предлагает субъектам назначения судей КСУ безотлагательно начать процедуру отбора на конкурсной основе с последующим назначением в порядке, определенном Конституцией и законом о КС.
То есть, прекращение полномочий в предложенном проекте противоречит Конституции.
Несомненно, предложенный законопроект является противоречащим Конституции и может породить большой прецедент в Украине по произвольного принятия решений/совершения действий в обход норм основного закона.
Однако и принято решение КСУ является несущим угрозу национальной безопасности Украины.
Сейчас необходимо принять процедуру назначения судей, тех трех вакантных мест, которые сейчас есть в Конституционном суде, возможно, тогда был бы несколько иной сценарий ситуации.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора