Спам-рассылка. Защитит ли новый закон украинцев от навязчивых писем

Илона Чута
Член Совета Комитета Ассоциации юристов Украины по вопросам телекоммуникаций, ИТ и Интернета
Фото: Gerd Altmann/Pixabay

Фото: Gerd Altmann/Pixabay

Представьте мир без спама в мессенджерах, надоедливых сообщений с предложениями что-то выгодно купить или вложить средства и без постоянных отписок от массовых рассылок на имейл. Верховная Рада приняла соответствующий закон. Теперь предпринимателям следует внимательнее подойти к правилам сбора данных, осуществления массовых рассылок и оформления соответствующей документации.


В декабре 2020 года Верховная Рада приняла закон «Об электронной коммуникации». После некоторых дискуссий с парламентариями по его содержанию президент подписал его (12 января этого года). Закон вступает в силу уже с 1 января 2022 года.

16 февраля 2021 года текст наконец опубликовали на сайте ВР. Закон призван на законодательном уровне решить проблему навязчивого спама и урегулировать права потребителей на защиту своих персональных данных.

Telegram Logo

Из-за отсутствия единого законодательного подхода Украина на протяжении многих лет находится в топе стран, из которых происходит наибольшая массовая рассылка спама.

Действующее законодательство содержит коллизию. В частности:

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

1. Электронные сделки совершаются на основе соответствующих предложений (оферт).

2. Коммерческие электронные сообщения распространяются только на основании согласия на получение таких сообщений, предоставленного лицом, которому такие сообщения адресованы.

3. Коммерческое электронное сообщение может передаваться лицу без его согласия только при условии, что оно может отказаться от дальнейшего получения таких сообщений.

Такой коллизией охотно пользовались предприниматели.

Но даже сейчас бизнес-аккаунты, к примеру, в Viber, которые рассылают рекламу, дают гарантии, что получили согласие пользователя. В случае жалобы на спам они должны предоставить доказательство такого согласия, иначе мессенджер применит санкции. Однако одним из способов защиты своих прав был все же «ручной».

Новый закон определяет и сам термин «спам»:

  • электронные, текстовые и/или мультимедийные сообщения, которые без предварительного согласия (заказ) пользователей неоднократно (более пяти одному абоненту) направляются на их адреса электронной почты или терминальное оборудование, кроме сообщений поставщика электронных коммуникационных услуг по предоставлению им этих услуг или сообщений от органов госвласти или органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к их полномочиям.

То есть легально спамить могут только органы госвласти и операторы, или бизнес при условии соблюдения лимита в 5 сообщений одному абоненту (этого послабления не было в первой версии законопроекта).

В противном случае нужно позаботиться о том, чтобы не попасть под статью о запрете спама. В частности, ст. 120 называется «защита конечных пользователей от спама» и запрещает умышленную массовую рассылку электронных, текстовых и/или мультимедийных сообщений без согласия или заказа пользователей.

Исключение составляют уведомления поставщика электронных коммуникационных услуг, связанные с предоставлением этих услуг, а также личные сообщения, которые не носят массового характера и рассылаются в некоммерческих целях.

Согласно п.2, использовать номера телефонов или другие контакты для отправки рекламы с целью продажи товаров или услуг можно только при наличии согласия пользователя, в том числе, и в электронной форме. В то же время пользователь должен иметь возможность бесплатно в любой момент в простой и понятной форме отказаться от использования своих данных.

В первой редакции содержалась формулировка о необходимости «предварительного согласия» и было еще и следующее условие:

  • возможность отказа должна предоставляться конечному пользователю с каждым последующим уведомлением, если он сразу не выразил возражения против такого использования.

Если же проанализировать метаморфозы законопроекта от первоначальной редакции к финальной, то можно заметить определенные уступки и избежания категорических формулировок.

Тем не менее защита данных и личного пространства — глобальный тренд. К тому же Украина должна «подтянуть» свое законодательство к европейским цивилизованным стандартам, где защита от спама уже урегулирована в том же GDPR.

Ст. 6 этого регламента прямо предусмотрено, что рассылка писем должна базироваться на следующих принципах:

  • 1. Согласие должно быть «свободно данным, конкретным, информированным и однозначным»;
  • 2. Запросы на согласие должны «четко отличаться от других вопросов» и подаваться «четким и понятным языком»;
  • 3. Субъекты данных могут отозвать ранее предоставленное согласие, когда захотят, и предоставитель услуг должен выполнить их решение. Предоставитель услуг не может просто изменить юридическую основу обработки на одно из других обоснований;
  • 4. Дети до 13 лет могут предоставлять свое согласие только с разрешения родителей.

Поэтому новые правила не являются чем-то необычным в цивилизованном мире, хотя в последней редакции даже немного мягковаты по сравнению с правилами ЕС. Там штрафы за нарушение защиты и обработки персональных данных — огромные (до 20 млн евро или 4% от годового дохода компании).

Еще на стадии законопроекта предусматривались изменения в КоАП:

  • За рассылку спама — штраф в размере от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700-3400 грн).
  • В случае непредоставления пользователю возможности при получении коммерческих сообщений отказаться от их рассылки предусматривался штраф в размере от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (3400-8500 грн). Однако в окончательном документе этих специальных норм нет.

Кстати, ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных также предусмотрена существующей ст. 188-39 КоАП (сейчас — до 34 тыс. грн).

Также новым законом вводится ответственность за нарушение предписаний соответствующих проверяющих и контролирующих органов государственной и местной власти, предполагается внесудебный порядок урегулирования споров и возможность подачи жалоб.

Только строгая правоприменительная практика даст ответы на вопрос, релевантны ли эти нововведения и получили ли сегодня конечные потребители действенную защиту от спама.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости