Вечные навыки: почему только этика может быть главной основой любого успешного бизнеса

Умение общаться, эмоциональный интеллект и способность быстро перестраиваться в непредсказуемых условиях — три важнейших навыка для успеха в современном мире и в будущем. Эти навыки настолько важны, что самые прогрессивные университеты и школы стараются развивать в своих воспитанниках именно эти качества.

Лучшие бизнесмены мира говорят о важнейшем навыке, который по их мнению лежит в основе построения успешного бизнеса: без заложенных в основу корпорации правил, близких к общечеловеческим стандартам, долгосрочный успех невозможен.

Между тем, лучшие бизнесмены мира говорят также и о другом важнейшем навыке, который по их мнению лежит в основе построения успешного бизнеса. Что без заложенных в основу корпорации правил, близких к общечеловеческим стандартам, долгосрочный успех невозможен. Об этом говорит один из лучших бизнесменов мира по версии Forbes, Михаил Фридман, называя 10 заповедей в основе успеха как бизнеса, так и межличностных отношений. В своих интервью он неоднократно подчеркивает, как важно соблюдать этические правила и моральные принципы.

Один из лучших банкиров планеты, президент Rothschild Conseil International (1999-2004), партнер Maison Lazard et Cre, заместитель директора Credit Industriel et Commercial Жан Пьер Сальтьель, в одном из интервью со мной называет моральные ценности одним из главных вопросов, который будет вынесен на мировую арену в будущем.

Почему самые успешные люди мира обращают наше внимание на этику?

Очевидно, что громкие скандалы и сильнейшее влияние общественного мнения на судьбы крупнейших корпораций обязывают к соблюдению, хотя бы внешнему, простейших норм. Но я думаю, что дело не только в риске наказания, а и в высокоинтеллектуальном даре играть по неизвращенным правилам. Так как любое искажение и любая интерпретация все равно будут раскрыты, и по банальным законам физики, которые в каком-то смысле применимы и в экономике, сила противодействия будет равна силе действия.

Я — иудейка, и с большим трепетом отношусь к еврейским правилам ведения бизнеса. Которые для незнакомых с Торой людей могут показаться сверх-этикой, или даже противоречащими современным законам конкуренции. Например, в Талмуде сказано, что если Талмид Хахам (мудрый ученик, знаток Торы) приходит на рынок, то остальные продавцы должны убирать свой товар, чтобы дать возможность мудрецу Торы заработать в первую очередь.

Потому что добрая роль в обществе этого мудреца так ценна, что всем выгодно, чтобы он хорошо продал товар и в добром настроении продолжил учить Тору и обучать ей других людей. Наверняка, некорректно сравнивать мудрецов Торы с интеллигенцией, но, по-хорошему, все дельцы должны были отступить, и дать возможность интеллигенции, которая решилась вступить в бизнес, заработать и на наших территориях еще в начале 1990-х.

В конце концов, не каждый ученый рвется на рынок продавать и зарабатывать. Но если уже такой человек решил попробовать себя в деле, то стоит на уровне общественного договора дать ему фору.

Именно так поступают в США, развивая венчурную экономику и Кремниевую долину, где мудрецы современной науки получают фору для создания самых успешных компаний. Так поступают и в Израиле, где ученые имеют доступ к комфортным условиям по созданию новых продуктов и даже целых рынков.

И если бы на территории экс-Союза люди руководствовались в делах и отношениях не отсутствием каких-либо принципов и сиюминутной иллюзией интереса, а думали о будущем, то была бы здесь совсем другая страна. В конце концов, не каждый ученый рвется на рынок продавать и зарабатывать. Но если уже такой человек решил попробовать себя в деле, то стоит на уровне общественного договора дать ему фору.

Возможно, он создаст не просто успешный бизнес, а компанию, которая станет одной из основ всемирного успеха всей страны. Но для этого в базе общественного договора должны лежать мораль и уважение.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора