Законопроект, направленный на борьбу с рейдерством, одобренный Верховной Радой во втором слушании, в целом позитивный, полезный и направленный на диджитализацию процессов.
Он позволит компаниям быть уверенными в надежности регистрации своих прав и их безопасности. По сути, он имеет дело с двумя видами прав – с правом на недвижимое имущество и с корпоративными правами в компаниях.
Из позитивных черт этого законопроекта выделю следующее: он детально прописывает требования к удостоверению личности подписанта по сделке и его полномочий – как в случае с украинскими лицами, так и в случае с иностранными. Раньше этого не было, и у нотариусов, и регистраторов была возможность самим трактовать, есть ли полномочия у подписанта по сделке. Теперь же это очень детально прописано в законе. И это огромный плюс.
Кроме того, законопроект убирает такое понятие, как «аккредитованные субъекты», на которые было много нареканий в последние годы, в частности, что они злоупотребляют своими правами и занимаются махинациями.
Из более неоднозначных вещей отмечу нововведение в части регистрации права собственности на недвижимость только по месту нахождения недвижимого имущества. Эта норма уже была ранее в законодательстве. Но до последнего времени было позволено регистрировать недвижимое имущество и за пределами его местонахождения – по местонахождению одной из сторон. Сейчас вернули предыдущую норму, и с точки зрения именно сделок это усложняет жизнь. Потому как сторонам в этом случае нужно куда-то ехать. Например, вам нужно заключить сделку в районном центре. Для этого нужно туда приехать, найти нотариуса и оформить сделку. Это позволяет уменьшить риски рейдерства, но обычным компаниям это усложняет жизнь.
К счастью, сохранилась норма, что государственная регистрация отягощения имущественных прав (например, запретов на отчуждение или ипотеки) будет проводиться вне зависимости от места нахождения недвижимого имущества. Соответственно, это можно будет спокойно сделать в Киеве.
Еще одним правильным нововведением является четко прописанное правило: нотариус, который совершает удостоверение сделки, одновременно со сделкой обязан провести регистрацию в соответствующем государственном реестре. Это касается как прав на недвижимое имущество, так и корпоративных прав. Это позитивное нововведение. Почему? Редко, но были случаи, когда нотариус этого не делал или проводил процедуру позже, или это делал вовсе другой государственный регистратор. Подобные действия создавали риски для сторон из-за возможных злоупотреблений третьими лицами.
Что касается корпоративных прав, то государственная регистрация юридических лиц также теперь будет требоваться исключительно по местонахождению юридического лица – за исключением тех случаев, когда эта регистрация проводится в электронной форме. Кроме того, в законопроекте сделано послабление для регистрации ФОПов, которые в любой форме могут регистрироваться где угодно, а не по фактическому местонахождению. Это позитивная норма, которая подталкивает участников регистрировать свои компании или изменения в компаниях электронным способом.
Еще один плюс – это норма, согласно которой участники и руководство юридического лица имеют право в режиме реального времени на бесплатной основе получать информацию о том, что подали или приняли документы для проведения регистрационных действий. Таким образом, собственники компаний и руководители будут получать информацию, если кто-то пытается поменять устав, внести изменения в состав участников или поменять директора. На практике этот функционал существует уже сейчас в некоторых чат-ботах, но не в реальном времени. Теперь эта норма закреплена в законе, и уведомления в реальном времени дадут дополнительный комфорт бизнесу.
Еще одно правильное нововведение – документы, на основании которых производятся изменения в реестр. Например, решения о собрании участников должны быть не просто нотариально заверены, а нотариально заверены на нотариальном бланке, так как эти бланки имеют особый учет и их можно проверить в электронном публичном реестре (что дает дополнительную защиту от рейдерства, подделки печати и подписи нотариуса). То же касается и акта приема-передачи доли, который подтверждает, что доля перешла. Такой акт тоже должен быть заверен нотариально на специальном бланке.
Предусмотрена также альтернатива нотариальному удостоверению этих документов путем использования портала электронных сервисов с применением квалифицированной электронной подписи. Как видим, это еще один шаг в сторону диджитализации.
Интересно, что между первым и вторым чтением в этот законопроект было внесено довольно много изменений. Не последнюю роль в этом сыграли Министерство юстиции Украины, Комитет по корпоративному праву и фондовому рынку Ассоциации юристов Украины, а также наш коллега, бывший юрист юридической фирмы, а сейчас – народный депутат Андрей Жупанин.
Все участники от Ассоциации юристов Украины, Министерства Юстиции и народных депутатов активно работали над тем, чтобы сохранить хорошие идеи законопроекта и исключить сложности. В частности, при первом чтении заявлялась необходимость удостоверять любые договора купли-продажи долей нотариально. Это вызвало бурю возмущения в профессиональном сообществе, т.к. заверение договора сразу же создает дополнительные огромные расходы. Нотариус обычно берет около 1% от стоимости сделки. А если сделка по корпоративным правам на десятки и сотни миллионов? То, как вы понимаете, это очень дорого. Более того, даже если бы стоимость работ нотариуса была в разумных пределах, нотариус, заверяя договор купли-продажи, должен был бы удостоверять текст. И соответственно, этот текст нужно предварительно согласовывать с ним. Это было бы категорически неприемлемо для профессионального сообщества, потому что нотариусы, как известно, более консервативны и не привыкли ко многим новшествам, которые используются на практике в сделках купли-продажи компаний. Поэтому после длительных переговоров достигли компромисса: эту норму из первого чтения удалили (о нотариальном удостоверении договоров), а оставили лишь необходимость нотариального удостоверения акта приема-передачи доли.
Кроме того, в первом чтении предлагалось дать нотариусам и регистраторам право проверять, выполнены ли отлагательные условия. Например, если сделка подписывается сегодня, но право собственности будут переходить через 10 дней после выполнения каких-либо условий, то выполнение этих условий должен был бы проверять сам нотариус или регистратор. Это давало слишком много прав и дискрециий нотариусам, что было также неприемлемо для профессионального сообщества. Эти псевдореформы (в конечном итоге) толкали бы компании и юристов делать сделки за пределами Украины. К счастью, эти нормы изъяли после первого чтения. В результате законопроект вышел сбалансированным и позитивным. Подозреваю, что нотариальное лобби было расстроено этим, но для целей ведения бизнеса в Украине — это позитив.
Отмечу, что Кабинету министров Украины еще предстоит принять ряд нормативно-правовых актов, которые необходимы для реализации этого законопроекта. Другие ведомства тоже должны привести свои акты в соответствие с ним. Поэтому полная работа закона будет видна через шесть месяцев.
К тому же, через шесть месяцев должны провести обновление программного обеспечения обоих реестров – государственного реестра прав на недвижимое имущество и единого государственного реестра юридических лиц.