Удастся ли Украине избавиться от славы «пирата» интеллектуальной собственности

юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Ежегодно правительство США публикует отчет по «Списку 301», где перечислены основные нарушители прав интеллектуальной собственности. Уже в который раз Украина попадает в него в роли главного «пирата» в мире. Не последнюю роль в этом сыграла непрозрачная деятельность организации коллективного управления.

Организации коллективного управления (ОКУ) – это объединения, которые управляют авторскими правами, собирают и распределяют плату за использование произведений.

Пользователи могут использовать произведения без лицензионного соглашения с владельцем авторских прав. Для этого они должны уплатить ОКУ за публичное исполнение, публичное сообщение произведений и исполнений в фонограммах, видеограммах. Наиболее известные примеры – когда мы слушаем музыкальные произведения и видим видеоклипы в заведениях общественного питания, торговых центрах или магазинах.

К предыдущей системе коллективного управления, которая работала до 2018 года, было много претензий:

  • непрозрачная деятельность большинства ОКУ: пользователи (то есть плательщики вознаграждения), как и владельцы авторских прав, не могли получить детальные и достоверные отчеты о распределении авторского вознаграждения;
  • расширенное коллективное управление: ОКУ имело право собирать вознаграждение за использование произведений, которые не переданы им в управление, с намерением «разыскать» владельцев авторских прав и выплатить им вознаграждение. Из-за отсутствия прозрачности владелец произведения мог просто не знать о том, что организация коллективного управления собрала плату. Поэтому автор не мог получить средства за использование произведения или изъять произведение из управления конкретной ОКУ;
  • отсутствие разделения сфер между ОКУ: заключение договора с одной ОКУ не гарантировало пользователю освобождение от претензий других организаций коллективного управления, которые могли требовать плату за использование произведений за норму о расширенном управленим правами. Пользователь (ресторан, магазин) мог оказаться в ситуации, когда он уже оплатил одной ОКУ, но получил иск о взыскании вознаграждения от другой.

Такая непрозрачность и заангажированность системы ОКУ в Украине привела, в частности, включение Украины в «Список 301», в который Соединенные Штаты включают страны с недостаточной защищенностью авторских прав. Следствием этого стало введение экономических ограничений со стороны США. В 2018 году для устранения недостатков, указанных в «Списке 301», и на выполнение обязательств, установленных «Соглашением об ассоциации», был принят закон, полностью посвященный коллективному управлению.

Сейчас продолжается процедура трансформации системы ОКУ. Новый закон пытается решить существующие проблемы:

  • распределение полномочий и видов коллективного управления с ограничением количества ОКУ, которые могут такое управление осуществлять или сочетать несколько видов управления;
  • необходимость перерегистрации и аккредитации всех существующих ОКУ по новой процедуре;
  • прозрачность финансовой отчетности ОКУ: все расходы организации осуществляются на основании тендерных процедур, а годовые отчеты о деятельности публикуются в открытом доступе;
  • публикация устава, условий членства, принципов и порядка распределения вознаграждения, типовых договоров и предварительных договоров, порядок изъятия прав из управления.

По последней информации сейчас в Украине перерегистрированы по новой процедуре 9 организаций коллективного управления. Две из них с 29 мая этого года получили аккредитацию на осуществление расширенного коллективного управления: Общественный союз «Украинская лига авторских и смежных прав» – вознаграждение за публичное исполнение фонограмм и зафиксированных в них исполнений или публичную демонстрацию видеограмм и зафиксированных в них исполнений; Общественный союз «Украинский музыкальный альянс» — за публичное оповещение фонограмм и зафиксированных в них исполнений, видеограмм и зафиксированных в них исполнений.

На самом деле, упомянутые новые ОКУ – это перерегистрированные старые органицации коллективного управления. Надеемся, что «старые новые» ОКУ оправдают хотя бы часть надежд и ожиданий, возложенных на них бизнес-сообществом.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page