Урегулировать волнующий общество вопрос отмены действия моратория Верховная Рада решила путем принятия (пока только в первом чтении) проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения» (№ 2178-10).
Закон должен был установить четкие и прозрачные правила покупки-продажи сельхозземель, которые, с одной стороны, гарантировали бы соблюдение конституционных прав собственников, а с другой — позволили полноценно функционировать рынку с/х земель.
На мой взгляд, внесение нескольких изменений в уже действующие законодательные акты (как это предлагается согласно законопроекту), а не принятие специального Закона не является решением проблемы, которая существует еще с 2001 года.
Продлевая ежегодно действие моратория, законодатель связывал его отмену с принятием специального Закона об обороте земель с/х назначения.
Закон должен был установить четкие и прозрачные правила покупки-продажи сельхозземель, которые, с одной стороны, гарантировали бы соблюдение конституционных прав собственников таких земель, а с другой стороны, позволили полноценно функционировать рынку с/х земель.
В то же время законопроект предлагает исключить соответствующее положение из Земельного кодекса Украины — о необходимости принятия такого специального Закона.
Главные изменения законопроекта касаются, конечно же, субъектов права собственности на земли сельхозназначения. Согласно изменениям, приобретать право собственности на с/х земельные участки смогут граждане; юридические лица, созданные по законодательству Украины; территориальные общины; государство.
Вместе с тем каких-либо специальных требований к таким субъектам законопроект не содержит. В то же время нынешняя редакция ЗК Украины предусматривает, что покупателями сельхозземель могут быть, в частности, граждане, которые имеют образование или опыт работы в сельском хозяйстве либо занимаются ведением товарного сельхозпроизводства.
Таким образом, нормы законопроекта косвенно способствуют изменению в дальнейшем целевого назначения земель сельхозназначения, поскольку новый собственник может быть не связан с сельским хозяйством и перевести землю в другую категорию.
Законопроектом также предусмотрено установление максимальной площади земель сельхозназначения, которая может находится в собственности одного физического/юридического лица. Такая площадь устанавливается в процентном соотношении к общей площади области или страны (к примеру, концентрация сельхозземель в руках одного субъекта не может превышать 0,5% земель сельхозназначения Украины).
Нормы законопроекта косвенно способствуют изменению в дальнейшем целевого назначения земель сельхозназначения, поскольку новый собственник может быть не связан с сельским хозяйством и перевести землю в другую категорию.
Однако каким образом будет «работать» данная норма, если в Украине так и не проведена инвентаризация земель сельхозназначения. Следовательно, у нас отсутствует полная информация относительно общей площади земель сельхозназначения как в границах отдельной административно-территориальной единицы, так и по Украине в целом.
Не наполнен соответствующей информацией и Государственный земельный кадастр. При заключении сделки с сельхозземлями невозможно будет точно установить сколько земли в процентном соотношении ее покупатель уже имеет в собственности. Целесообразнее было бы установить такой граничный размер земель сельхозназначения в фиксированном размере (в гектарах).
Что касается возможности приобретения земель с/х назначения иностранцами, то законопроект напрямую не разрешает таким субъектам выступать собственниками земель данной категории.
Однако он содержит, к примеру, положение, согласно которому иностранное юридическое лицо, с момента регистрации которого прошло не менее 3 лет, может выступать субъектом права собственности на земельные участки сельхозназначения.
На мой взгляд, необходимо очень взвешенно подойти к вопросу относительно разрешения или запрета на продажу земли иностранцам. Именно он вызывает наибольший общественный резонанс и является камнем преткновения на пути открытия рынка земель в Украине. В данном вопросе было бы полезным учесть опыт других стран, которые уже прошли этот этап.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора