Совместная программа – 2. Российские форматы и шоу на украинском ТВ

Евгений Поремчук
Основатель IT-компании BWN Group, советник министра инфраструктуры по IT
Фото: Adriano Gadini/Pixabay

Фото: Adriano Gadini/Pixabay

Продолжаю серию статей об информационных войнах. И это вторая часть анализа от активистов НПО «Электронная республика» программы телепередач базовых российских и украинских телеканалов за неделю — с 25 по 31 января 2021 года. Напомню, что эта статья является субъективным мнением активистов и основана на открытых данных из сети Интернет.


В первой статье о совместном контенте я писал об украинских форматах, сериалах и шоу, которые транслируют российские телеканалы. А теперь обратим внимание на программу украинского телевидения, которой и будет посвящен этот материал.

На телеканале СТБ на этой неделе можно увидеть сериал «Слепая». Со «Слепой» история довольно интересная. Как пишет ныне почившая «Телекритика», сериал «Слепая» стартовал на телеканале СТБ 24 февраля 2020 года. Производством сериала занималась компания Space Production Дарьи Легони-Фиалко.

Telegram Logo

Этот сериал был представлен на презентации нового сезона СТБ 23 января 2020 года вместе с украинской адаптацией российского детективного сериала «След», производством которого также занимается Space Production. 260 серий мистического документального сериала «Слепая» транслировались в РФ (с августа 2014 года до осени 2016 года) на канале ТВ-3, ранее возглавляемом Дарьей Легони-Фиалко, поэтому журналисты не могли не заметить сходства с российским продуктом.

Однако в пресс-службе СТБ тогда сообщили «Телекритике», что сериал «Слепая» является украинской адаптацией израильского формата компании TeleAlliance Israel, но не ответили, в каких странах выходил «израильский формат» сериала и почему он так похож на российский.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Журналисты также обнаружили, что TeleAlliance — это российская компания с офисом в Израиле, к которой имеет опосредованное отношение один из главных продюсеров российского сериала «След» Александр Левин. Сериал «След» (украинская адаптация), к слову, тоже можно на этой неделе наблюдать на СТБ.

Также на СТБ ночью зрители могли насладиться проектом «АННА-детективъ», снятым в 2016 году. Этот сериал профильный ресурс kino-teatr.ru называет совместным продуктом Украины и России — продуктом «Скайвей Продакшн» и Star Media, изготовленным по заказу российского телеканала «ТВ-3».

На телеканале «Интер» в течение недели зритель оценит такие шоу как «Жди меня. Украина» (русский формат), «Следствие вели... с Леонидом Каневским» (авторский цикл документальных передач канала «НТВ»), а на выходных — российскую мелодраму «Только любовь».

Телеканал ТЕТ порадует украинского зрителя, который соскучился по российскому, разве что «Фиксиками».

А вот телеканал «2 + 2» не покажет вообще российских шоу, зато покажет украинский сериал «Звонарь» 2019 года, который в октябре 2020-го прошел на телеканале «Звезда» — канале одноименной медиагруппы, которую курирует Министерство обороны Российской Федерации.

Многие украинские каналы действительно не показывали контент, который по происхождению является российским. Но и украинским этот контент субъективно назвать трудно (особенно когда премьера украинского сериала, например, на несколько месяцев раньше происходит на российском телеканале, чем «дома»).

Размышления над увиденным

На прошлой неделе на российских телеканалах были продемонстрированы 12 наименований телевизионных продуктов, произведенных и/или купленных у украинских производителей. Понятно, что это далеко не все программы и шоу, которые будут появляться на российском ТВ в течение этого календарного года. Хотелось бы сделать несколько собственных субъективных выводов.

Является ли это торговлей со страной-агрессором? Фактически — да. Но большинство форматов проданы или куплены через «европейские компании», на которые якобы правообладатели и влияния не имеют, поэтому перед законом телевизионщики вроде как чистые.

Играет ли украинский контент на руку агрессору, если он развлекательный? Формула эффективного телевидения, которую когда-то вывел Геббельс — 75% развлечений, 25% пропаганды. Свой вклад в 75% развлечений украинские проекты точно делают. Осталось внести вклад в остальные 25%.

«Но это же хорошо, что украинские продукты забирают средства у россиян?». Скажет простой украинский патриот. На самом деле украинский контент позволяет зарабатывать российским телеканалам, поскольку главные деньги контента — в рекламе. По подсчетам того же РБК, с 2013 по 2016 годы рекламная выручка телеканала «Пятница!» от показа «Орел и Решка» составила около 10,5 млрд рублей, а формат украинского «Ревизора» — шоу «Ревизорро» — дал «Пятнице!» в 2014-2016 годах 1,2 млрд рублей рекламных доходов. Здесь также стоит держать в голове мысль, что абсолютное большинство медиа в России прямо или косвенно контролируются государством Россия или людьми из ближайшего окружения Путина.

Кроме того, есть и репутационная составляющая. Например, когда президент страны является заодно совладельцем торговой марки, которую вы продаете в страну, с которой де-факто воюете. Или когда в марте 2020-го ты поешь в вышиванке «гидко, аж за край – продають країну, продають наш край, гидко на душі, бо всім заправляють люди-торгаші», а менее чем через год продаешься в Россию со своим контентом.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости