Распив косметики: как производителю заявить о нарушениях

старший юрист, ЮФ INTEGRITES

Фото: Free-Photos / Pixabay

Многим девушкам знакома ситуация, когда косметолог предлагает выгодно купить маленький объем любимого крема из большой упаковки или парикмахер — опробовать маску для волос, купив только 100 мл из контейнера. В профессиональной среде такую деятельность называют распивом косметики. В обыденных на первый взгляд сделках скрыты репутационные риски для производителя, а для продавца они и вовсе могут повлечь административную, гражданскую и даже уголовную ответственность.

В каких ситуациях производителям важно и нужно пресекать распив косметики? И как это сделать в правовом поле? Попробуем разобраться.

Изменение состава косметического средства и нарушение стандартов по упаковке

Производитель косметики не может запретить перепродавать его продукцию, за исключением случаев, когда действия продавца нарушают права самого производителя. Распив косметики можно отнести к такому нарушению по нескольким причинам.

ДСТУ ISO 22715:2019 по упаковке и маркировке косметической продукции предусматривает требование указывать на упаковке название и адрес организации, ответственной за маркетинг продукта; список ингредиентов; условия хранения; инструкции по применению и т. д. Как правило, при распиве косметики продавцы идентифицируют продукт не более чем нанесением торговой марки (ТМ) производителя на тару, в которую разливается косметика. Остальные требования игнорируются.

Такое нарушение госстандартов влечет за собой административную ответственность для распивщиков в виде штрафов от 340 до 1700 грн. Безусловно, более ощутимые штрафы и активная позиция производителей позволили бы ограничить такую деятельность.

Иногда продавцы удешевляют косметику на распив, добавляя в ее состав масло или дешевый крем для увеличения объема, не говоря уже о более опасных веществах, вызывающих аллергические и другие побочные реакции. Пострадать в таком случае может не только покупатель, но и производитель, и продавец, к которым покупатель может подать иск о компенсации морального и причиненного здоровью ущерба. А штраф за такую самодеятельность может достигать 300% стоимости «изготовленной» таким образом продукции. Продавец еще и рискует быть привлеченным к уголовной ответственности.

Безусловно, у производителя есть все шансы переложить всю ответственность на продавца, если он докажет, что произошел несанкционированный распив косметики и ее состав изменился. Но, как правило, постфактум сделать это крайне сложно. Поэтому производителю нужно использовать все доступные средства, чтобы пресечь такие ситуации или как минимум иметь на руках доказательства своей непричастности:

· фиксировать факты распива косметики, совершая контрольную закупку с получением чека, фиксировать веб-страницы, если такая деятельность происходит через интернет-магазины;

· провести экспертизу средства, продаваемого на распив, особенно если есть весомые сомнения в целостности продукта (например, занижена стоимость);

· инициировать привлечение продавцов к административной ответственности;

· в случае установления экспертизой изменения состава продукта запрещать перепродажу товара под его ТМ.

Использование торговой марки производителя

Еще одно существенное нарушение, на которое стоит реагировать производителям, – это незаконное использование распивщиками ТМ производителя на упаковке (контейнерах, баночках), в которые переливается содержимое из оригинальной упаковки косметического средства. Даже если название (ТМ) косметического средства распечатано на принтере и наклеено на чистый контейнер, такие действия считаются использованием ТМ без согласия правообладателя, а значит – нарушением его прав интеллектуальной собственности.

Чтобы защитить себя, правообладателю стоит в судебном порядке требовать прекратить использовать его ТМ, а также возместить убытки, причиненные ее незаконным использованием.

Недобросовестная конкуренция на рынке

Часто салоны красоты или интернет-магазины косметики выдают себя за официальных дистрибьюторов определенного бренда и позиционируют распив косметики как деятельность, которая санкционирована и поощряется производителем. В таком случае можно говорить о целом комплекте нарушений законодательства об экономической конкуренции:

(1) нарушении прав на ТМ, которая наносится на упаковку делимых средств или вовсе используется в домене интернет-магазина;

(2) причинении вреда деловой репутации производителя косметики;

(3) нечестной предпринимательской практике, поскольку такие действия могут привести к путанице с деятельностью настоящего производителя/официального продавца – приписывание взаимоотношений с производителем, в которых не пребывают;

(4) введении в заблуждение потребителей путем распространения недостоверной информации, которая может повлиять на выбор покупателей.

В такой ситуации производителю следует защищать свои права на основании законодательства о защите экономической конкуренции. Штраф за нарушения может достигать 5% дохода от реализации продукции за прошлый отчетный год.

Введение потребителей в заблуждение

Когда продавец открыто говорит о том, что деятельность по распиву косметики поощряется производителем, позволяет не переплачивать за дорогую упаковку, это считается введением потребителя в заблуждение, которое можно расценить как нечестную предпринимательскую практику. В таких случаях производитель может пригрозить продавцу штрафом до 30% стоимости партии товара, полученной для реализации.

Законодательство Украины прямо не предусматривает ответственности за распив (деление и продажу) косметических средств, но распив часто сопровождается либо нарушениями прав интеллектуальной собственности производителя косметики, либо нарушением государственных норм и стандартов по маркировке и упаковке продукции, либо законодательства о защите прав потребителей и экономической конкуренции. Эти случаи грозят продавцам немалой ответственностью, а производителям – репутационными рисками и финансовыми потерями. Поэтому производителям и их официальным дистрибьюторам не стоит игнорировать такую деятельность, а использовать законные механизмы борьбы, чтобы обезопасить себя от возможных последствий распивов, которые только на первый взгляд кажутся мелочами, не влияющими на репутацию бренда.

Авторы:

Дарья Ганзиенко, старший юрист, ЮФ INTEGRITES

Дарья Зима, юрист, ЮФ INTEGRITES

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора