Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

Марки, корабли и авторские права во время войны

Фото: Free-Photos / Pixabay

Фото: Free-Photos / Pixabay

Зачем ваши законы, если мы живем по законам военного времени? Юриста по интеллектуальной собственности таким вопросом не удивишь. И в мирное время многие считали, что право интеллектуальной собственности «при необходимости» можно игнорировать. Один из самых распространенных мифов – зачем спрашивать разрешения на использование изображения (мелодии, книги – «нужное подчеркнуть»), если оно уже в открытом доступе. А тем более, когда идет война.

Сейчас происходит невероятный расцвет творчества, отражающего нашу культуру, нашу идентичность и реалии. Некоторые произведения становятся культовыми. Чрезвычайная удача – заполучить популярную марку на тему «русский корабль и направление его движения», выпущенную ограниченным тиражом. А если не удалось – тоже не беда, потому что несложно найти футболку или другую одежду с этим же изображением.

Законно ли их продавать? — Только после получения разрешения. Ибо на самом деле законы военного времени (вернее – военного положения) – это тоже законы. Во многих отношениях они не отличаются от законов мирного времени.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Восстановление и поддержка экономики, о которой сейчас с таким энтузиазмом заявляет бизнес, не должно базироваться на нарушении прав, в том числе и интеллектуальной собственности. Иначе бизнес рискует рано или поздно быть вовлеченным в конфликт, а потенциально и судебный спор, который поглощает необходимые для развития ресурсы. Вспомните ситуацию с фотографией спасительницы собак из Ирпеня на обложке Playboy, которую изданию пришлось заменить. Потому что разрешение от героини фото у них было, а вот разрешения от автора – нет.

Интеллектуальная собственность во время военного положения

Как правило, на использование чужой интеллектуальной собственности требуется разрешение (лицензия), и военное положение здесь ничего не изменило. Из правила есть исключения, но они специфичны. К примеру, для авторского права — использование литературных и художественных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, как иллюстраций в материалах учебного характера, либо воспроизведение художественных произведений в целях освещения текущих событий. То есть новость о выпуске марки, в которой эту марку покажут, вероятно, авторских прав не нарушит, а вот продажа репродукции ее изображения, если на это не было разрешения, – нарушит.

Подписывайтесь на нас в Google News!

Владелец прав на интеллектуальную собственность (а им может быть автор, его наследник или правопреемник по договору, владелец зарегистрированной торговой марки и т.п.) вправе потребовать платы за предоставление лицензии. Почтенная и благородная цель использования от этого не освободит, если не подпадает под исключение. Но все же условия лицензии – вопросы переговоров, в которых всегда есть шансы найти взаимовыгодное решение.

Отдельный вопрос, о котором следует упомянуть для полноты картины, – принудительное лицензирование. Оно возможно, например, для изобретений, если их использование необходимо для обеспечения здоровья населения или обороны государства (а значит, актуально для военного положения). Но и здесь речь идет о получении разрешения, хотя и не у держателя патента, а у государства в лице Кабинета министров Украины. При этом владельцу патента должна выплачиваться адекватная компенсация.

Лицензия

Что касается условий лицензии – они должны быть четкими и подробными, в первую очередь относительно следующего:

· что вы будете использовать;

· каким образом;

· на какой территории;

· в течение какого времени.

К сожалению, если этих деталей в договоре не будет – это не значит, что вы можете использовать интеллектуальную собственность (например, понравившееся изображение) любым образом. Скорее – наоборот, ведь по закону все права и способы использования, прямо не определенные в лицензионном договоре, будут считаться не предоставленными лицензиату.

Например, если лицензионное соглашение предусматривает использование изображения на марках, это никак не позволяет его печатать на футболках, свитшотах и другой одежде, как бы ни хотелось. На это нужно прямое разрешение. Даже если 99% вырученных от продажи средств вы планируете перечислить на помощь ВСУ.

Стороны могут регламентировать в лицензионном соглашении количественные объемы использования – какой тираж марок с данным изображением может напечатать лицензиат или на сколько единиц одежды его можно нанести. Это вполне цивилизованная практика, как бы нам ни хотелось получить больше марок.

И о конкурсе

Право на использование интеллектуальной собственности, созданной в рамках конкурса, не переходит к основателю конкурса автоматически. В соответствии с Гражданским кодексом Украины на это необходимо отдельное разрешение, которое должно предоставляться с учетом условий законодательства.

Подводя итоги – война не повод для нарушений и пренебрежения правами. Каждый из нас вносит свой вклад. Удачная фотография или картина – это актив, подчас очень мощный, заслуживающий уважения, как и права на него. Те же марки, кроме удовольствия для коллекционеров и ценителей, усилиями небезразличных волонтеров обеспечили уже немало полезного на фронте. И вряд ли это произошло бы, если бы их количество не было ограничено.

Если хотите в бизнесе использовать чью-то интеллектуальную собственность – фотографию, картинку, технологию и т.д., советуем обратиться за разрешением к автору или владельцу прав. В итоге можно получить взаимовыгодную кооперацию, как сейчас принято говорить win – win.

И даже если фотография выложена в «бесплатном» фотобанке – внимательно читайте условия лицензии и проверяйте, разрешает ли она коммерческое использование и какое.

А когда происходит использование ваших интеллектуальных активов без вашего согласия – за них стоит бороться, для этого есть разные способы, и не всегда доходит до суда (хотя успешная судебная практика тоже есть). Нередко оказывается, что нарушитель просто не осознает незаконности своих действий и готов к оперативному урегулированию.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости