Фото: Francesco Romeo/Pixabay
Ведение бизнеса всегда связано с различными рисками, особенно относительно невыполнения контрагентами своих обязательств по договорам. Это может повлечь убытки предприятию. Так, в бизнесе распространенным случаем является ситуация, когда после получения аванса продавец не поставил товар в определенный срок, каждый раз придумывая причины, почему товар до сих пор не поступил.
Как действовать в ситуации, когда деньги за товар уже оплачены, а его так и нет?
Прежде всего стоит детально изучить условия договора о поставке товара, обратить внимание на наличие прописанной процедуры возврата денежных средств в случае срыва срока поставки товара, а также пункт об ответственности продавца за неисполнение своих обязательств. Если в договоре такие процедуры прописаны, действуем в соответствии с ними.
Однако при заключении договоров стороны не всегда задумываются о рисках, с которыми они могут столкнуться при их выполнении, поэтому часто подобные процедуры в договорах отсутствуют.
Но это не значит, что права покупателя остаются незащищенными. Если в договоре не прописаны механизмы защиты на случай просрочки поставки товара, то права покупателя защищаются законом, в частности ст. 693 Гражданского кодекса Украины. Эта норма прямо предусматривает, что покупатель имеет право требовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не передал товар в установленный срок.
То есть в случае нарушения сроков поставки товара даже на один день, покупатель имеет право уже на следующий день предъявлять требование к продавцу о передаче товара или возврате денег. Способ защиты покупатель выбирает по своему выбору и по своему решению, это его право.
Верховный Суд неоднократно поддерживал это в своих постановлениях, в частности, в постановлении от 27.08.2019 по делу № 911/1958/18, в постановлении от 27.05.2020 по делу № 922/2131/19, в постановлении от 09.04.2020 года по делу № 925/731/18.
Как предъявить претензию продавцу
Защитить свои права в случае нарушения сроков поставки товара можно несколькими путями, а именно:
- а) через отправку претензии, письма продавцу/поставщику (досудебный порядок)
- б) через подачу иска в суд.
Выбрав в качестве способа защиты возврат суммы аванса, покупатель может дополнительно взыскать с продавца проценты за пользование чужими денежными средствами со дня, когда товар должен быть передан в день фактической передачи товара или возврата аванса.
Сумма таких процентов установлена на уровне учетной ставки НБУ (если иное не предусмотрено договором). Такое право продавца предусматривает законодатель и поддерживает Верховный Суд, в частности, в своем постановлении от 13.01.2021 года по делу № 387/293/18. О своем намерении взыскать проценты за пользование чужими средствами с продавца следует указать в претензии или иске.
Итак, чтобы не остаться без денег и товара, необходимо активно действовать и по возможности взимать дополнительные платежи: проценты и неустойку, если это предусмотрено в договоре (например, взыскание пени за каждый день просрочки поставки товара).
Как защитить бизнес от возможных убытков
- 1. При заключении договора включайте в него следующие условия:
- четкие сроки поставки товара;
- порядок возврата денежных средств в случае нарушения сроков поставки товара продавцом;
- мотивирующую сумму неустойки за нарушение сроков поставки товара.
- 2. Перед подписанием договора проверьте контрагента на благонадежность.
- 3. В случае нарушения продавцом сроков поставки документально подтверждайте эти обстоятельства, сохраняйте переписку, а ход переговоров (если они произошли) фиксируйте протоколами встреч.
- 4. Если договориться с продавцом не получается, и он продолжает нарушать определенные сроки поставки, обращайтесь с иском в суд.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора