Исторически сложилось так, что через нашу территорию проходил Шелковый путь — стратегический для международной торговли. Поэтому Украина никогда не была в стороне от торговых процессов.
Из-за глобализации экономики, процессов обмена информацией, подписания Украиной международных соглашений о сотрудничестве, намерений вступления Украины в ЕС вопрос упрощения процедур является чрезвычайно актуальным.
Одна из ключевых проблем, которую необходимо было решить в тарифном регулировании, — это гармонизация действующего законодательства с международными нормами. Это позволит перейти к применению единых стандартов в таможенном деле.
Ранее Таможенный тариф был построен на основе устаревших норм описания и кодирования товаров.
Так, 4 июня ВРУ приняла ЗУ «О Таможенном тарифе Украины». Бизнес сразу начал интересоваться дальнейшим его влиянием на предпринимательскую деятельность и возможным изменением ставок ввозной пошлины на товары.
Спойлер: ставки ввозной пошлины не меняются.
Произошло лишь дополнение, уточнение кодов, описательных частей отдельных товаров, примечаний к товарным группам.
Однако вопрос остается для бизнеса актуальным. Ради чего произошли такие изменения и на какие факторы они повлияют?
В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают, что необходимость принятия законопроекта обусловлена согласованием законодательной базы страны с системой общепризнанных норм международного права.
В частности, упоминается необходимость создания Таможенного тарифа Украины, основой которого стала версия Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД).
Последняя построена на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров от 2017 года и Комбинированной номенклатуры ЕС с учетом обязательств в рамках ВТО.
До момента принятия нового закона Таможенный тариф Украины был построен на основе устаревших норм описания и кодирования товаров.
Вследствие такого разногласия у украинского бизнеса есть проблемы с классификацией новинок техники, которые устаревшая система не может распознать.
Кроме того, расхождения в использовании систем кодирования товаров создают проблемы из-за разных кодов товара. В частности, один код товара присваивается страной-экспортером, а другой — Украиной.
Проблемы классификации товаров могут иногда привести к критическому состояния целой отрасли.
Так, в 2017 году из-за неоднозначного отнесения различных спиртосодержащих товаров к кодам УКТВЭД в спиртовой отрасли произошел кризис, который был обусловлен существующими проблемами.
Так, моющие средства, растворители и разбавители, антифризные препараты, присадки к моторному топливу с антидетонационными свойствами, смеси душистых веществ, растворы пленкообразующих смол были отнесены к категории спиртосодержащих товаров.
Классификация спиртосодержащей продукции по коду УКТВЭД (2207, 2208) повлекла за собой увеличение себестоимости на размер акцизного налога.
А это уже является преградой в возможности использования отечественного спиртосодержащего сырья украинскими товаропроизводителями (неконкурентная цена). Вместе с тем аналогичную спиртосодержащую продукцию импортируют из-за рубежа, а предприятия спиртовой отрасли теряют внутренний рынок.
Защита прав бизнеса. Системные рекомендации Совета бизнес-омбудсмена является своеобразным флагманом относительно необходимых изменений как законодательства, так и практики его применения.
Так, еще в 2018 году в системном отчете Совет рекомендовал контролирующим органам обеспечить создание публичного реестра решений по классификации товаров, учесть существующую судебную практику в вопросах их классификации по соответствующим кодам УКТВЭД и применять практику Европейского суда справедливости.
Стоит обратить внимание, что судебная практика де-факто признает международные договоры частью законодательства Украины, а при классификации товаров используются нормы Конвенции.
Суды однозначно становятся на сторону бизнеса и обращают внимание на классификацию товаров страной-экспортером.
Новый закон о Таможенном тарифе должен фактически исключить возможность таких судебных споров, поскольку гармонизация кодов УКТВЭД должна полностью нивелировать возможность разночтения в классификации товаров.
Глобализация процессов, обмен информацией требуют от таможенных органов внедрения нового, качественного и простого. Ведь деятельность таможенных органов должна быть направлена на облегчение жизни бизнеса и улучшение сервисов.
Интеграция Украины в таможенное сообщество ЕС невозможна без обеспечения гармонизированных подходов в сфере классификации товаров.
Надеюсь, что принятие нового закона улучшит бизнес-климат в Украине, что принесет значительные дивиденды в первую очередь ее гражданам.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора