Как я уже не раз говорил, украинские города развиваются медленно. Я имею ввиду именно качественное развитие, а не хаотичное, как происходит сейчас.
Это при том, что еще в сентябре прошлого года в Украине начали действовать новые государственные строительные нормы (ДБН) по планированию и застройке территорий с множеством кардинальных изменений.
В этих нормах введены очень принципиальные вещи:
- Линии ограничения застройки – к примеру, «голубые» линии — это ограничения строительства по высотности и силуэту, «зеленые» линии — ограничение зеленых зон населенных пунктов от возможного строительства;
- Плотность застройки – четко регламентированная, без возможности бесконтрольного ее увеличения;
- Соотношение социнфраструктуры и жилой застройки – как пример, расчетное количество мест в школах на 1 тыс. жителей должно составлять 135, в детских садах – 38. То есть, при строительстве нового объекта обязательно должно учитываться наличие такого количества свободных мест в существующих школах и детсадах. Если же их нет, то они должны быть обеспечены при новом жилом строительстве.
И многие другие принципиальные и абсолютно новые изменения для нашего строительства, которые вводились с единственной целью – гармоничное развитие территорий и создание безопасных и комфортных условий для проживания людей.
Новые и старые нормы отличаются кардинально, во многом ограничивая возможность бесконтрольного строительства. Поэтому и идут некоторые возмущения по поводу принятия этого ДБН, судебные иски и так далее.
Подчеркиваю, что многие нормы этого ДБН должны обязательно отражаться в генеральных планах населенных пунктов, именно тогда они начнут работать. Однако ни один город все еще не обновил в соответствии с ними свои генпланы.
Вы резонно спросите: Почему?
Отнюдь не потому что, как заявляют некоторые, этот ДБН не вступил в силу из-за судов (для справки: он вступил в силу и действует).
Одной из главных проблем развития украинских городов является недостаточная прогнозируемость градостроительных процессов.
И градостроительная документация является инструментом регулирования планирования и застройки территорий. Именно она содержит алгоритм прогнозируемого развития территорий и населенных пунктов.
Основным видом такой документации на местном уровне, является его генеральный план. Он предназначен для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта. Но генплан не является абсолютно самодостаточным документом. На его основании разрабатываются план зонирования территории (зонинг) и детальные планы территорий. И качество проектных решений этих видов градостроительной документации базируется на актуальности положений генерального плана.
При этом проблема устарелости проектных решений имеющихся генеральных планов существует почти во всех населенных пунктах, в том числе и в столице.
Обеспечение актуальной градостроительной документацией 100% территории и населенных пунктов Украины является приоритетной задачей Минрегиона, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. В идеале нам нужен качественный генплан, детальный план застройки и зонинг для каждого города Украины, где каждая территория будет четко определена целевым назначением, высотностью, плотностью застройки и другими параметрами.
При этом, к сожалению, большинству местных чиновников «удобно» принимать решения о застройке в ручном режиме, и министерство не может на них влиять – они не подчиняются Минрегиону, который по закону может регулировать их работу только нормами и правилами, что мы и делаем.
Но, выполняют ли они их? Это как раз и есть самый большой вопрос, который необходимо решить. К тому же, в рамках децентрализации мы делегировали на места множество полномочий и финансирования — налоги и доходы остаются в регионах для их дальнейшего развития. Так, местные бюджеты за последние 4 года реформы децентрализации выросли в 5-6 раз – на сегодня это уже около 300 млрд гривен. То есть на местах есть колоссальные ресурсы, возможности и полномочия для развития.
И при всем при этом пока мы не видим результатов по обновлению генпланов с учетом новых норм!
Новый ДБН действует с 1 сентября прошлого года. И я считаю, что города вполне могут до конца 2020 года обновить свои генеральные планы и внести эти важные изменения. Если же этого не будет сделано, то мое мнение, что необходимо с того момента ввести мораторий на новую застройку – то есть местные чиновники не должны иметь право выдавать градостроительные условия на новое строительство (кроме строительства социальных объектов – к примеру, школ, детских садов, больниц). Сделать это можно будет, но только через высшую инстанцию. К примеру, в Киеве – через Кабмин. Уверен, что это подхлестнет местные власти задуматься и начать работать в направлении обновления своих генеральных планов.
То есть, таким образом мы хотим их стимулировать к ускорению этих действий. И я уверен – у нас получится.