Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации, вчера поддержала проект распоряжения Кабмина «Об утверждении плана мероприятий по созданию условий для развития мобильного широкополосного доступа».
По процедуре данное распоряжение разработано с целью исполнения указа Президента Украины №497/2019. Но по срокам все основные пункты — второй, третий, четвертый — уже «просрочены».
Распоряжение должно было быть подготовлено и утверждено еще до 1 августа (пункт 2 указа). Во многих пунктах, касающихся радиочастотного ресурса (РЧР) основным исполнителем значится Министерство цифровой политики, но функций, относящихся к РЧР, у Минцифры нет — они все остались у Госспецсвязи.
По сути самой концепции развития мобильного широкополосного доступа (ШПД) и принятого подхода госорганами: нужно четко разделять понятие ШПД и мобильной передачи данных в LTE 900.
Потому что LTE 900 — это не ШПД, там не будет скоростей, которые подразумевает под собой ШПД (от 30 Мбит/сек и выше на одного абонента).
Данная технология позволяет иметь максимальную скорость на соту на всех пользователей в соте 75 Мбит/сек при максимальной конфигурации канала в 10 МГц. Да, это лучше, чем ничего, передача данных там будет, но не ШПД. Это раз.
Второй аспект — всего 30 операторов в мире имеют сети LTE в этом диапазоне, и оборудование, соответственно, для 30 операторов — не самое дешевое. Нет большого объема заказов, следовательно, нет и массового делового продукта.
Смартфоны с поддержкой LTE 900 — их вроде много, 165 видов, но это все дорогие модели, начиная с iPhone 6.
Теперь о самих пунктах распоряжения: там собрали все существующие, накопленные десятилетиями проблемы телеком сектора. Не все их удастся так быстро решить, и многие, как там указано, будут требовать принятия новых законов.
Тем не менее, в основном, все аспекты, перечисленные там, выглядят позитивно: и меры по перераспределению частот, и вопросы электромагнитной совместимости (ЭМС), и вопросы радиопомех, и попытка заставить работать закон о доступе к инфраструктуре, и даже отмена сбора в Пенсионный фонд!
Тут, конечно, Минфин будет вынужден найти другие источники, как компенсировать в бюджет на ПФ 1,5 млрд грн, но для абонентов — это потенциальное снижение стоимости мобильных тарифов еще на 7,5%.
Порадовал пункт 12 — про освобождение 700, 800 и 900 диапазона от военных и переход их оборудования на частоты стандартов НАТО. Уже 5 лет переходим на стандарты НАТО, а частоты никто не освобождает, и каждый раз — это очередная коррупционная схема Генштаба и Министерства обороны с компенсацией за конверсию частот.
Также порадовал многострадальный пункт по высвобождению 700 диапазона под мобильную связь от телевидения (читай от Зеонбуда) — наконец-то, может, займутся реальными действиями?
Аспекты, которые меня волнуют в этом распоряжении:
1) А чего, собственно, мы хотим достичь? Какие KPI для основной задачи (мобильный ШПД — % покрытия территории, % покрытия населения, % indoor скорости на соту? Скорости на абонента? И по каждой отдельной задаче?
2) Для главного донора частот в диапазоне 900 пока не предусмотрена никакая компенсация, а это снижает мотивацию находить компромисс с возвратом частот.
Пункт по разработке ПЗУ, предусматривающих аспекты рефарминга частот и передачи в субаренду на коммерческой основе — хорош, но пока не будут прописаны конкретные нормы, то это все — только прожекты.
3) Также в распоряжении ничего не сказано о землеотводах под объекты мобильной связи вдоль автомагистралей и дорог, и вдоль ж/д, где расположена охранная зона, принадлежащая «Укрзализныце». Или, может, вдоль дорог уже не нужен мобильный ШПД?
4) Кроме мер по мобильной передаче данных, нужны сразу и меры по выделению «цифры» от инфраструктур мобильных операторов на каждый населенный пункт меньше 2000 человек, с обеспечением бесплатной точки доступа Wi-Fi для населения.
Делать все эти пункты надо, и очень хочется, чтобы в итоге все получилось. :)