«Лицензионная петля», или Почему аграрии против введения контроля за использованием топлива

партнер аудиторской компании Crowe Horwath AC Ukraine

В результате изменений в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 1 июля 2019 года, все предприятия, сохраняющие топливо в любых емкостях, должны получить лицензию на его хранение. Эта норма касается и агропроизводителей, даже если они используют горючее для собственных нужд.

Фискальная служба не готова к приему документов

Сейчас процесс оформления лицензий аграриями начался. Есть определенный перечень документов, которые необходимо подать в Государственную фискальную службу. Однако ДФС еще не готова принимать эти документы, поскольку есть много вопросов, требующих разъяснений на центральном уровне. Так, например, нет понимания, каким образом должно быть подано Заявление на получение лицензии – то ли по хозяйству вообще, то ли по каждому отдельному месту хранения. Например, у хозяйства есть два резервуара и большая бочка. Вопрос: если это хозяйство не осуществляет оптово-розничную торговлю, имеет ли оно право получить одну лицензию на все хозяйство при условии, что все эти места хранения находятся на одной территории с одинаковым номером КОАТУУ (Классификатор объектов административно-территориального устройства Украины)?! Пока этот вопрос еще остается открытым. Другие предприятия жалуются на то, что приходят подавать документы, но в налоговой говорят, что чего-то не хватает, а чего конкретно – уточнить не могут.

Проблемы с оформлением пакета документов

Относительно оформления самих документов. Для получения лицензии аграрии должны представить: документы о праве собственности или право на пользование земельным участком, где находится резервуар; акт ввода в эксплуатацию и акт готовности объекта; разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности. По документации на право собственности или пользования землей – здесь более-менее нормально, в основном, аграрии эти документы имеют. Представление акта ввода в эксплуатацию отложен до 2022 года, сейчас нужно только или копии права собственности на недвижимое имущество, или акт ввода в эксплуатацию основного средства.

А вот с разрешением на начало выполнения работ повышенной опасности, действительно, есть проблема. Выдается он органами Гоструда по месту государственной регистрации хозяйства на основании заявления и экспертного заключения состояния охраны труда и безопасности. И именно вот этот вывод – это и есть документ, которого не хватает почти в большинстве аграрных предприятий. Для того чтобы его получить, нужно пройти экспертизу, которую могут осуществить исключительно аккредитованные экспортно-технические организации. Сейчас в Украине это стоит от 20 до 30 тысяч грн. Подготовка документов к экспертизе занимает примерно месяц. И понятно, что из-за нынешнего ажиотажа это может быть не один месяц, а два-три. И хотя отсрочено штраф за хранение топлива без лицензии до конца декабря 2019, советую уже сейчас заниматься этим вопросом.

Система электронного администрирования акциза является обременительной для аграриев

Однако данный вопрос не сводится лишь к получению лицензий на хранение топлива – он значительно шире. Я бы его сформировала так: а каким образом вообще система электронного администрирования акциза повлияет на аграрный бизнес? Этот вопрос является более чувствительным и обременительным для аграриев.

В соответствии со статьей 230 налогового кодекса Украины, для перемещения топлива должна быть оформлена Заявка на перемещение горючего. Она регистрируется онлайн в ДФС в Системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СЕАРП). И поскольку с 1 июля будет контролироваться физическое перемещение топлива, то это означает, что под контроль не попадает исключительно топливо, содержащееся в баке автомобиля. Любое другое перемещение горючего в бочках, бензовозах (для собственных нужд или нет), должно контролироваться.

То есть, нефтетрейдер, который отгрузил топливо агропроизводителю, должен зарегистрировать акцизную накладную. Поскольку регистрируется она онлайн с указанием кода ЕГРПОУ покупателя, то налоговая сразу видит кому, когда и сколько было завезено горючего. И когда покупателю-аграрию нужно будет из своего резервуара заправить бензовоз и доставить горючее в поле для техники, он должен регистрировать Заявку на перемещение топлива на свой бензовоз. Без нее запрещается перемещение топлива. Если полиция остановит бензовоз, то может проверить в общем реестре наличие Заявки. При обнаружении фактов перемещения и/или хранения топлива с использованием транспортных средств, не указанных в заявках на перемещение горючего транспортными средствами, не являющимися акцизными складами передвижными, контролирующие органы временно (до решения суда) изымают из свободного обращения и горючее, и транспортные средства. Дальше соответствующие материалы подаются в суд для вынесения постановления об их изъятии в доход государства (конфискацию). Подчеркиваю, что Заявка на перемещение горючего является обязательной с июля 2019!

Но почему этот вопрос обременительный с точки зрения администрирования? Потому что саму Заявку для агропроизводителя будет заполнить сложно. Ее форма предусматривает три раздела. Первый – это данные о транспортном средстве, которым осуществляется перемещение горючего. Здесь все, в принципе, понятно. Второй раздел – пункт отгрузки. Здесь более-менее тоже понятно: указываем район, область, где находится резервуар/емкость с горючим, на который должна быть получена лицензия.

Но есть проблема с третьим разделом заявки – пункт разгрузки топлива. В нашем случае – это поле или техника в поле. В этом разделе должен быть указан идентификатор объекта налогообложения – код определенного имущества, земельного участка или трактора, который должен быть зарегистрирован в ДФС путем подачи формы 20-ОПП. Но разъяснений, что именно там должно быть указано – или поле, на котором работает 20 комбайнов, или комбайны с тракторами – нет. Опять же, для того, чтобы указать этот идентификатор, земля или техника сначала должны быть зарегистрированы в ДФС. Делается это через форму 20 ОПП. Но полем может быть и тысяча или полторы тысячи паев. Фактически 20 ОПП надо подавать на все эти паи.

Улучшит ли все это жизнь аграриев? Нет, не улучшит. Во-первых, это очень много процедур, чтобы просто доставить горючее в поле для его обработки. Во-вторых, я не понимаю, как государство будет все это контролировать. Порядок в вопросах хранения горючего, действительно, должен быть наведен. Но при наличии такого перечня документов, который является столь обременительным для аграриев с точки зрения времени и денег, видимо, это не та цена, которую нужно заплатить. Аграрии возмущены и будут выступать с инициативами относительно конструктивного урегулирования данного вопроса. А мы продолжим работу по отмене указанной нормы об обязательности лицензирования на хранение топлива для аграриев.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page