Недавно мы начали совместный проект с для помощи бизнесу. В течение недели мы будем транслировать ответы на ключевые вопросы, которые волнуют его владельцев.
Итак, вопрос 1: как обжаловать Постановление Кабмина №255, которое прямо противоречит статье 24 Конституции, вводя дискриминацию по возрасту?
Как обжаловать возрастные ограничения, введенные Постановлением Кабмина № 255 от 2 апреля 2020 года?
С целью борьбы с COVID-19 в начале апреля Кабмин ввел строгие запреты, направленные на ограничение свободы передвижения. Некоторые из этих запретов касаются лишь отдельных возрастных групп населения – до 14 и от 60 лет.
Необходимость ограничений по возрасту для лиц до 14 лет и от 60 лет является достаточно противоречивой.
В частности, лицам до 14 лет теперь запрещено находиться в общественных местах без сопровождения совершеннолетних. Что касается людей в возрасте от 60 лет, то они обязаны оставаться дома, за исключением двух случаев: если они трудоустроены на объектах критической инфраструктуры или если у них нет попечителей.
Не противоречат ли ограничения для отдельных возрастных групп законодательству Украины?
Конечно, в контексте чрезвычайной ситуации, вызванной COVID-19, установление ограничений в отношении группы лиц по возрастному признаку может быть оправданным.
Однако такие ограничения допускаются только тогда, когда они являются надлежащими и необходимыми для достижения обоснованной цели, в данном случае – сохранения жизни и здоровья граждан.
Для того чтобы оценить необходимость таких ограничений, стоит проанализировать, каким образом коронавирус влияет на жизнь и здоровье отдельных возрастных категорий украинцев.
Действительно, самая высокая смертность в Украине по состоянию на 4 апреля наблюдалась в двух возрастных группах — 50-60 лет и 60-70 лет. Однако, согласно динамике распространения коронавируса в Украине по состоянию на 31 марта, подавляющее большинство (74,5% больных COVID-19) – лица совсем других возрастных категорий: от 20 до 60 лет.
Исходя из статистики, другие возрастные категории также имеют высокий уровень смертности и заболеваемости, однако аналогичных ограничений в отношении них принято не было. Более того, категории лиц, которые, согласно данным ВОЗ, относятся к группе высочайшего риска по состоянию здоровья (повышенное кровяное давление, сахарный диабет, хронические легочные болезни и т. п.) вообще остались вне поля зрения правительства и не имеют никаких дополнительных ограничений.
Учитывая эти обстоятельства, необходимость ограничений по возрасту для лиц до 14 лет и от 60 лет является достаточно противоречивой.
Стоит также отметить, что в большинстве европейских стран ограничение свободы передвижения касается в равной степени всего населения, без дополнительных ограничений в отношении определенных возрастных категорий.
Это также демонстрирует то, что при наличии менее строгих мер наше правительство избрало подход к борьбе с COVID-19 с самыми жесткими мерами в отношении определенной группы населения без достаточных на то оснований.
Правовые основания для обжалования
Запрет ограничений по признаку возраста устанавливается:
- статьей 14 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод;
- статьей 24 Конституции Украины;
- Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» и другими нормами международного и национального права.
Способы защиты нарушенных прав
Лица указанных возрастных групп имеют право обжаловать ограничения в отношении них как такие, что являются дискриминационными, тремя следующими способами.
- Во-первых, существует возможность обратиться с иском в Окружной административный суд города Киева относительно признания незаконным Постановления Кабмина №255. Однако стоит учитывать, что такое дело может рассматриваться в суде в течение длительного времени.
- Во-вторых, с жалобой можно также обратиться непосредственно в Кабмин. Такое обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней, но может не принести желаемого результата.
- В-третьих, средством защиты нарушенных прав может быть обращение к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, который осуществляет контроль за соблюдением принципа недискриминации органами государственной власти.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора