Недавно правительство выступило с несколькими заявлениями относительно детенезации рынка коммунальных услуг. Например, предлагается:
- создать публичный реестр исполнителей коммунальных услуг с указанием информации об учредителях и конечных бенефициарных собственниках таких компаний;
- запретить нерезидентам, зарегистрированным в оффшорных зонах, учреждать в Украине компании — исполнители коммунальных услуг;
- ограничить для российских компаний возможность владеть компаниями – исполнителями коммунальных услуг.
Что стоит за этими предложениями? Дело в том, что многие компании используют методы агрессивного налогового планирования и умудряются не платить налоги практически ни в одной стране мира. Поэтому во всей Европе выявление конечных бенефициарных собственников, стоящих за определенными активами, — это актуальный тренд. Для борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения в Евросоюзе запустили план BEPS (или Base Erosion and Profit Shifting).
Украина присоединилась к BEPS в 2017 году. Кроме того, в рамках антиофшоризации страна взяла на себя обязательства адаптировать свое законодательство к европейскому. В первую очередь, это связано с подготовкой к «амнистии» капитала (которую анонсируют уже не первый год), с запуском правил контролируемых иностранных компаний и автоматического обмена информацией. Поэтому, в целом предложения выглядят резонно.
Вместе с тем, де юре в Украине уже существует публичный реестр всех украинских предприятий и организаций — ЕГРПОУ. Среди прочего, в нем необходимо указывать конечного бенефициарного собственника. Поэтому создание публичного реестра исполнителей коммунальных услуг имеет смысл для того, чтобы:
- собирать информацию об иностранных участниках рынка;
- установить более жесткие штрафы в случае непредоставления либо предоставления некорректной информации по конечным бенефициарным собственникам;
- собирать информацию о всей структуре собственности исполнителей коммунальных услуг.
Коммунальные объекты являются стратегически важными для страны, поэтому такие нововведения должны позитивно сказаться и на безопасности Украины в том числе.
Также в правительстве акцентировали внимание на том, что формирование наценки на коммунальные услуги происходит за пределами Украины, и часто – в офшорных юрисдикциях. Таким образом, именно в них оседает большая часть прибыли, которая не только формирует значительную добавочную стоимость коммунальных услуг для населения, но и выводится из-под налогообложения. Поэтому наличие информации о структуре собственности исполнителей коммуслуг позволит проверить, насколько корректно формируется налоговая база при уплате ими налогов.
Конечно, давать детальную оценку планам правительства еще рано. Однако в целом предложение по детенизации рынка коммуслуг может иметь положительный эффект как с точки зрения защиты стратегической безопасности Украины, так и с точки зрения пополнения госбюджета поступлениями от уплаты налогов исполнителями коммунальных услуг.