Наблюдая сегодня за заседанием ВР по игорному закону, я слишком часто слышал призывы противников легализации «все запретить».
При этом используется псевдоморальный аргумент. Суть его в том, что создается система, которая будет «обирать» и так бедных украинцев.
Упоминается лудомания, как заболевание, которое якобы лежит в основе игорного бизнеса и приводит к обнищанию и социальным проблемам.
Невозможно сказать ничего более неправильного. Именно теневой игорный бизнес обирает украинцев.
А разрешенный и регулируемый игорный бизнес порождает игорный туризм и является дополнительным добровольным налогом с приезжающих в Украину и богатых граждан, которые могут себе позволить получить яркие эмоции, потратив деньги.
Именно теневой игорный бизнес обирает украинцев.
Вопрос, как мы это регулируем и какие ограничения ставим. Но запретами социальные проблемы не решаются, а создаются.
Позитивный пример — Грузия, где основная игорная аудитория, — это туристы из Турции и Ближнего Востока. Или Мальта, где игорная аудитория состоит из всей играющей Европы.
А пример запретов — сухой закон в США, который ничего не решил. Население пить меньше не стало, зато появилась организованная преступность немыслимых масштабов.
Борьба с лудоманией, которая действительно является болезнью так же, как и алкоголизм, лежит через регулирование, а не через запрет. Ведь мы же не запрещаем алкоголь из-за того, что есть алкоголики!
Но, естественно, есть возрастные ограничения, ограничения по времени покупки спиртного, и так далее.
Точно так же закон предлагает поступить и с лудоманами — вводится реестр лудоманов, вводятся строжайшие возрастные ограничения и ограничения по месту расположения игорных заведений, а именно — в отелях 5 звезд для казино и 3 и 4 звезд для автоматных залов.
В основе концепции закона заложен «отельный принцип» именно для того, чтобы использовать эту индустрию как стимул для развития туризма в стране, где за последние 20 лет построили только пару десятков достойных отелей.
Ведь не секрет, что отельный бизнес в Украине даже до коронавируса, мягко говоря, не процветал с заполняемостью отелей ниже 50%.
После введения закона следует ожидать отельного бума, от которого выиграет вся экономика в целом.
Важно так же отметить целый ряд «мегапроектов», которых следует ожидать после принятия данного закона и которые уже обсуждаются: развитие игорного кластера в одесском регионе и заход международных операторов отелей и казино в Киеве и крупных городах.
Таким образом, системный экономический эффект от легализации этого вида деятельности будет несомненно значительным, что подтверждает тот же пример Грузии (Батуми) и других юрисдикций.
Украина имеет опыт проведения масштабных туристически ориентированных проектов, таких как Евро-2012, Евровидение, позитивный экономический эффект от проведения которых неоспорим.
Сегодня есть уникальный шанс принять законопроект, который сможет создать новую для Украины сферу экономики. Он будет иметь аналогичное влияние, при этом не ограниченное одной-двумя неделями.
Эффект будет постоянным и нарастающим. В результате появится возможность создать десятки тысяч высокооплачиваемых рабочих мест, увеличить поступления в госбюджет от лицензионных платежей.
Кроме того, это потенциально привлечет сотни миллионов долларов инвестиций, сотни тысяч туристов, которые, несомненно, повлияют на развитие туристической отрасли.
Впоследствии мы получим влияние как на инфраструктуру, транспортную отрасль, включая развитие авиасообщения, так и на ресторанный бизнес и другие развлекательные сферы.
Также не стоит забывать и о регуляторно-социальной направленности данного законопроекта.
В первую очередь, он позволит в соответствии с лучшими мировыми практиками обеспечить защиту игроков, которой в Украине не было никогда.
Во вторую очередь следует отметить, что народные депутаты предлагают направлять все средства от лицензионных платежей на развитие культуры, медицины и спорта, что также является нормальной мировой практикой.
Безусловно, последнее приведет к улучшениям в указанных сферах, что в итоге отобразится на всех украинцах.
В качестве негативных последствий от принятия закона его противники упоминают рост коррупции вследствие создания игорной комиссии.
Однако, прислушавшись к комментариям грузинских консультантов, принято решение комиссию не создавать, а передать полномочия регулирования игорным рынком специальной команде в Министерстве финансов.
Мы получим влияние как на инфраструктуру, так и на ресторанный бизнес и другие развлекательные сферы.
Это укладывается в общую либеральную парадигму уменьшения взаимодействия бизнеса и государственных органов.
Налоговая система также подлежит изменению по принципу «чем проще и прозрачнее, тем лучше» как минимум на первые годы существования рынка.
Но этот вопрос, скорее всего, будет уже предметом обсуждения в рамках законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс.
Этот закон, похоже, не примут до каникул, что, безусловно, создает риски для скорейшего запуска рынка.
Таким образом, на мой взгляд, основные аргументы против принятия являются беспочвенными и скорее популистскими, чем экономически или социально обоснованными.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора