Устоявшееся представление об отечественном фермере как о недоверчивом, скрытном персонаже в кирзовых сапогах и грязном бушлате, который знать ничего не желает, кроме своего хозяйства, и не стремится к лишним контактам с окружающим миром, уходят в прошлое. Современный фермер вынужден становиться все более прогрессивным. Он понимает, что для успешного предпринимательства ему необходимо ориентироваться в современных технологиях ведения аграрного бизнеса, знать финансовые продукты, которые предлагает даже не очень пока щедрый украинский рынок, и быть социально ответственным.
Какие черты необходимо выделить в первую очередь?
Бесстрашный по принуждению. Главный актив агрария – земля. Это очевидно, что человек, который посвятил себя агробизнесу, не может запросто перевести свои активы в другое место, когда наступят плохие времена. Необходимость из года в год повторять производственный цикл делает фермеров менее восприимчивыми по отношению к внешним факторам – надо продолжать при любых условиях. Таким образом мы получаем целый класс бесстрашных бизнесменов. Если это успешный предприниматель, который на протяжении нескольких лет развивает своё хозяйство, значит у него хватило знаний и опыта для создания устойчивой бизнес-модели. Каждые 5-6 лет случается плохой урожай, одна власть сменяет другую, курс доллара растет и падает, и цена на продукцию бьет минимум, но если он не заплатит за аренду паев землевладельцам, на следующий год они могут не продлить с ним договора и он просто вылетит из бизнеса, растеряв свой земельный банк. Отступать некуда – надо продолжать.
Они следят за международными котировками. Большая часть аграрной продукции — это составляющая глобального товарного рынка (сommodity market ), который интегрирован в мировую экономику не меньше, чем IT, финансы, металлургия и проч. Пшеница, кукуруза, сахар, масло и другие продукты, торгуются на международных биржах. Цену, которую предлагает трейдер фермеру, можно называть по-разному: «справедливой», «несправедливой», «спекулятивной», «низкой» и т.п. Но этого набора эпитетов недостаточно для того, чтобы успешно вести бизнес. Поэтому современный фермер должен отслеживать не только то, что происходит внутри страны (местные трейдеры не всегда предлагают лучшую на данный момент цену), но и контролировать международные котировки. Скажем, следить за ситуацией на Чикагской бирже, изучать отчет Министерства сельского хозяйства США и следить за прогнозами цен на зерновые Черноморского региона. Чтобы принять решение продавать сейчас или немного придержать, необходимо читать профильные издания, знакомиться с прогнозами специалистов. Чем больше становится бизнес, тем больше аналитической работы проводит аграрий.
Фермеры становятся более молодыми. Малых хозяйств становится все больше. Мы наблюдаем преемственность бизнеса от отца к сыну. Действительно, появилась категория молодых предпринимателей, которые стоят у руля хозяйства, подменив отошедшего от дел отца. Тот, кто бывает на профессиональных ивентах, может легко увидеть омоложение участников. Для многих фермерство поначалу оказывается тяжелее, чем они ожидали, в том числе в силу крайне ограниченного доступа к кредитованию. Но это не отбивает желание попробовать свои силы в агробизнесе начинающим молодым предпринимателям. Мы видим тенденцию, когда люди не сдают свои паи в аренду большому хозяйству, а начинают обрабатывать ее сами.
Они пользуются финансовыми инструментами. Да, рынок предлагает пока что не так много механизмов финансирования. Но всегда есть исключения из правил. Свежий пример из Одесской области — водитель скорой помощи с товарищем, которые пришли в фермерство около 2 лет назад. Собрали земельный банк 200 га земли с помощью родственников, живущих в селе и арендовав паи. Диверсифицировали посевы – пшеница, подсолнечник, соя. Работать с несколькими культурами — обычная практика для распределения рисков. Для обработки земли им нужен был трактор МТЗ и навесное оборудование. Небольшие доходы (зарплата водителя скорой помощи) и небольшой размер хозяйства не давал возможности получить кредит у банков-партнеров, с которыми работал дилер МТЗ. Мы же профинансировали. Почему? У нас за годы работы с микробизнесом выработан собственный механизм оценки клиентов, мы учитываем многие факторы, которые банк не берет в расчет. В итоге, по схеме лизинга клиент получил свою технику. Сейчас им осталось выплатить треть стоимости трактора, просрочек не допускают. Также в рамках нашего сотрудничества с клиентом был освоен механизм страхования урожая – это в скором времени станет стандартным явлением для рынка. Таких ситуаций множество — люди хотят работать на себя, есть огромная потребность в финансировании, им надо предоставлять соответствующий кредитный продукт.
Если современная техника увеличивает эффективность хозяйства, то фермеры быстро с ней разбираются. Фермер хорошо считает деньги, а применение современного оборудования и соблюдение технологий может повысить на 10-20% эффективность бизнеса. Представьте, если речь идёт о выручке 20-30 млн грн для не очень большого предприятия. 20% — это 6 млн грн. Есть смысл этим заняться? Конечно. Прямая заинтересованность присутствует. Своевременный запуск отрегулированного комбайна во время уборки может сократить потери до 10% общего объёма урожая. Это не всегда можно добиться арендуемой техникой, надо формировать свой парк. Раньше в период сбора урожая можно было увидеть вдоль дороги полоски рассыпанного зерна, которые тянутся на 10-20 км! Теперь такое встречается гораздо реже — старенькие ЗИЛы заменяют на современные зерновозы. Высший пилотаж – точное земледелие: посевной комплекс c вариативным высевом, GPS навигация и система автоматического рулевого управления в тракторе драматически сокращает расход посевного материала, удобрений и ГСМ. Это все инвестиции, но очень высокоэффективные. Посещение выставок, демонстрационных дней и семинаров – обязательный элемент в расписании фермера. Было очень приятно видеть на парковке в Ганновере во время одной их крупнейших в мире агровыставок Agritechnika большое количество автомобилей с украинскими номерами.
Они используют информационные технологии. Агроиндустрия — очень перспективный рынок для IT. Это и программное обеспечение для управления предприятием, и устройства для мониторинга и обработки полей, и GPS контроль техники и транспорта. Украинские фермеры также это понимают и следят за новинками Ag Tech. Один из растущих трендов — использование дронов. Облет дронами дает возможность проводить оперативный мониторинг проведения полевых работ, более точно производить обмер полей. Различные типы камер, которые устанавливаются на БПЛА (беспилотный летательный аппарат), позволяют формировать карты полей с рекомендациями по внесению удобрений и гербицидов, получать аналитику и точнее планировать свои расходы.
Фермеры помогают местной инфраструктуре. Они понимают, что живут и работают не сами по себе, что им необходимо иметь хорошие отношения с местной общиной, поэтому вкладывают деньги в село. Тенденция наблюдается уже на протяжении последних 5-7 лет. Это могут быть какие-то небольшие дела – к примеру, происходит укладка асфальта, ремонт какого-то инфраструктурного объекта и т.п. Строят даже боулинг-центры и другие развлекательные заведения для местной молодежи. Каждый помогает по своим возможностям. Поддержка общины важна как для продления договоров аренды земли с селянами-пайщиками, так и при защите от рейдерских захватов, которые, увы, не редкость сегодня. Для защиты своих интересов фермеры объединяются в профессиональные ассоциации, формируют фейсбук-группы. И даже участие в политической жизни региона становится способом лоббирования своих интересов. Впрочем, намерения предпринимателя диктуются не только прагматичными мотивами. Признание и уважение людей, живущих рядом с тобой — одна из ключевых жизненных мотиваций для любого человека.
Наверняка, каждый, кто работает сегодня в сельском хозяйстве Украины, может что-то добавить к описанному выше. Стереотипы должны быть разрушены. Это полезно, как и бизнесу, который идет сегодня в сферу сельского хозяйства, так и самим фермерам, которым полезно взглянуть на себя со стороны. На наших глазах формируется целый класс предпринимателей с огромным потенциалом для развития и для влияния на экономику страны. А кирзовые сапоги и бушлат – это зачастую просто производственная необходимость, а не отражение состояния мышления