Facebook Pixel

Деньги на капот: с владельцев авто возьмут по максимуму

Максим Розенко
журналист

В октябре по инициативе МВД был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в закон «О дорожном движении».

Его главной идеей является передача функций по изготовлению номерных знаков для транспортных средств, подлежащих госрегистрации, от Главного сервисного центра (ГСЦ) МВД коммерческим производителям (в неограниченном количестве).

Украинцам активно транслируют, что ГСЦ будет лишь регистрировать ранее выбранный автовладельцем номерной знак, а автовладелец выберет производителя НЗ по своему усмотрению.

Также идет речь о том, что стоимость номерных знаков подешевеет, а страна избавится от коррупционных рисков в сфере производства и закупки НЗ для транспортных средств.

И самое главное — номерные знаки будут изготавливаться в соответствии с общепринятыми требованиями Европейского союза. Какие недостатки имеет этот законопроект?

2,5 миллиона номеров

znaki2.JPG

Каждая страна использует номерные знаки с соблюдением определенных технических правил. В Украине такими правилами были ГОСТ 4278:2019 и ГОСТ 3650:2019, однако с 16 октября 2020 года эти ГОСТы уже не работают.

Такой важный идентификационный элемент транспортного средства, как его номерной знак, не может изготавливаться произвольно — нужен документ, которым в Украине может быть госстандарт или технические условия.

Именно в этом и заложен первый элемент «не слишком изящной» схемы МВД.

Структура, обладающая соответствующими техническими условиями и авторскими правами на документ, будет определять, кому можно изготавливать номерные знаки в Украине, поясняет эксперт рынка, директор предприятия «Завод «Динамо-Силейр» Татьяна Селихова:

Quote«Эта схема не нова — мы возвращаемся в прошлое, когда патенты выдавали только определенным предприятиям. Другие же предприятия, которым было отказано в приобретении патента, вынуждены были прекратить свою хозяйственную деятельность».

Интересно будет увидеть, кто из указанных субъектов станет владельцем авторских прав на технические условия «европейского формата», добавила она.

Напомним: по оценкам экспертов, сейчас потребность рынка в Украине — 2,3 — 2,5 млн номерных знаков в год. Эксперты рынка утверждают, что после одобрения законопроекта парламентом цена на этот тип НЗ поднимется в 5-6 раз.

И объем рынка ежегодно будет составлять на 1 млрд грн больше. То есть теоретически законопроект может принести около 1 млрд грн дохода его сторонникам.

Что ждет автовладельцев

znaki3.JPG

Сейчас в городах Украины многочисленные дельцы у сервисных центров предлагают изготовление номерных знаков на вторичном рынке по цене до 500 грн за комплект.

Это почти в 5 раз дороже, чем стоимость изготовления на первичном рынке через тендеры ProZorro.

Именно отсутствие анализа вторичного рынка изготовления номерных знаков демонстрирует патологическую недальновидность МВД, желание которого к удешевлению НЗ неизбежно приведет к значительному росту цены, отмечает Селихова.

Quote«Не говоря уже о полном отсутствии контроля государства как за себестоимостью продукции, так и за происхождением сырья для ее производства», — добавляет она.

По ее мнению, тезисы МВД о том, что предложенный законопроект минимизирует коррупционные риски на рынке изготовления и поставки номерных знаков, выглядят анекдотично.

Если сегодня методика закупки абсолютно прозрачная, то в случае нововведений коррупционные риски существенно увеличатся, утверждает эксперт.

Главные вопросы к законопроекту:

  • Кто станет владельцем технических условий в соответствии с требованиями ЕС для производства номерных знаков?
  • Каким образом будет реализована свободная конкуренция производителей без уплаты роялти «новому владельцу»?
  • Кто будет отвечать за размещение производителя (или его подразделений) вблизи сервисного центра?
  • По каким критериям МВД будет определять перечень производителей, если оно вообще не обладает правом контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов?
  • Каким образом МВД будет контролировать производство, не имея на это ни законных полномочий, ни технических возможностей (на сегодня такой контроль осуществляется в рамках обязанностей производителя по тендерному договору)?
  • Кто будет контролировать качество продукции и каким именно способом (учитывая то, что производителем может быть кто угодно)?
  • Не менее важно и то, для чего (или для кого) вводятся эти изменения? Зачем менять прозрачную и контролируемую закупку, которая существует сегодня, на хаотичный неконтролируемый рынок производства номерных знаков?

Ответы на эти вопросы законопроект не содержит, что приводит к выводу о явном популизме его продвижения.


Скорее всего, речь идет об очередном кардинальном переделе рынка производителей номерных знаков за счет владельцев авто, где существующая прозрачность изменена из-за желания контролировать не производство номерных знаков, а количество «черного нала», которое осядет в карманах инициаторов или подвижников законопроекта.

Фактически это монополия на дополнительный миллиард, который придется вынуть из своего кармана владельцам авто.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора