Facebook Pixel

Децентрализация: что ускорило реформу и почему она успешна

Роман Рубаник
младший юрист ETERNA LAW

Процесс децентрализации стал, пожалуй, примером одной из наиболее успешных и распиаренных реформ, которые когда-либо проходили в Украине.


Старт данной реформе был дан в 2015 году с принятием Закона Украины «О добровольном объединении территориальных общин». Основная идея подобных объединений заключается в следующем: как правило, несколько соседних населенных пунктов по инициативе жителей объединяют свои бюджеты и переходят на прямые межбюджетные отношения.

С момента старта реформы прошло 5 лет, и на сегодняшний день 42,9% от общего числа общин прошли процесс добровольного объединения. Остальные же, в силу разных причин, не приняли участия в этом процессе. Безусловно, добровольность объединения сама по себе предполагает полную дискрецию (право действовать по собственному усмотрению), однако подобное регулирование привело к функционированию в стране двух параллельных систем, регулирующих деятельность территориальных общин.

Катализатором, давшим импульс ускорению процесса реформы, стали предстоящие местные выборы, которые должны пройти в октябре текущего года.

QuoteМестные власти, как и прежде, будут принимать непосредственное участие в процедуре формирования общин.

Первым шагом в данном направлении стало утверждение 15 апреля 2020 года Кабинетом министров Украины (далее — КМУ) перспективных планов формирования территорий общин Житомирской, Николаевской и Харьковской областей, которые охватывают 100% их территорий.

Следующим шагом стало принятие Верховной Радой закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно определения территорий и административных центров территориальных общин» (далее — Закон). Он вводит ряд важных изменений, в частности:

  • понятие административного центра территориальной общины и территории территориальной общины;
  • уполномочивает КМУ определять административные центры и территории территориальных общин на основе утвержденных КМУ перспективных планов формирования территорий общин;
  • обязывает КМУ в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты о ликвидации и образовании районов.

Вышеупомянутые изменения должны стать основой для оперативного завершения первого этапа процесса децентрализации. Важно отметить, что наделение КМУ столь широкими полномочиями в данной сфере несет в себе риски формирования будущих объединений, руководствуясь политическими мотивами, при этом не учитывая реальных экономических интересов общин, что в преддверии предстоящих выборов становится особенно актуальным.

Однако подобные риски минимизируются, прежде всего, утверждением территорий общин на основании перспективного плана. Последний в свою очередь разрабатывается соответствующей областной государственной администрацией согласно методике формирования территориальных общин, принимается соответствующим областным советом по представлению областной государственной администрации и утверждается КМУ.

Следовательно, местные власти, как и прежде, будут принимать непосредственное участие в процедуре формирования общин, что в полной мере соответствует целям и духу реформы децентрализации.


В заключение важно отметить, что принятый Закон, безусловно, является большим шагом на пути завершения первого этапа реформы децентрализации, однако последующее продвижение и качество проведения реформы целиком ложится «на плечи» КМУ.

При условии грамотного использования правительством предоставленных ему полномочий, проведения всестороннего диалога с представителями общин и сохранения нацеленности на образование действительно конкурентоспособных, перспективных объединений первый этап реформы может быть в скором времени успешно завершен и появление первых его плодов не заставит себя долго ждать.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора