Мировые цены на нефть в понедельник, 21 февраля, немного упали благодаря сообщениям о возможной встрече президентов США и России для обсуждения ситуации вокруг Украины и перспективах заключения ядерной сделки между Ираном и мировыми державами. Стоимость барреля майской нефти Brent утром составила $90,7 (минус 0,74% к пятнице). Баррель апрельской нефти WTI торговался по $89,5 (минус 0,79%).
Цены на топливо в середине февраля
В целом геополитическая напряженность в последние дни и недели толкает вверх ценники на АЗС, а каналы наполнения рынка сужаются. В ближайшее время ситуация кардинально не изменится, считают эксперты. Поэтому рост цен продолжится.
На прошлой неделе Минэкономики санкционировало очередное повышение цен на топливо. Предельная стоимость литра бензина выросла на 91 копейку, а дизельного топлива — на 77 копеек.
За неделю 11 – 18 февраля средняя цена бензина А-92 выросла по стране на 90 коп./л и составила 34,12 грн/л, бензин А-95 подорожал на 87 коп. — до 35,02 грн/л, а дизельное топливо — на 76 коп./л, до 34,18 грн/л. Об этом свидетельствуют данные ценового мониторинга консалтинговой группы «А-95».
От чего зависят цены на топливо в Украине
В Украине на рост цен сейчас влияют два основных фактора: европейские котировки на нефтепродукты и курс национальной валюты. По мнению генерального директора сети АЗС SunOil Леонида Косянчука, нынешнее удорожание топлива вызвано значительным ростом цен на внешнем рынке. «С декабря прошлого года котировки выросли на $182 по бензину и на $173 по дизельному топливу», – поясняет он.
Директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев считает, что напряженная геополитическая ситуация опосредованно влияет на цены через реакцию бирж на информационные сообщения. «Биржевые котировки влияют на курсы валют, а от курса валют зависят оптовые цены закупаемых за рубежом нефтепродуктов. Это, в свою очередь, сказывается на розничных ценах», – поясняет эксперт.
Кроме того, в феврале проявился еще один негативный фактор – 7 февраля вступил в действие запрет белорусских властей на железнодорожный транзит литовских нефтепродуктов. По мнению экспертов, это не слишком отразилось на розничных ценах, но усугубило зависимость от поставок из Беларуси.
«Это незначительный объем, который практически не окажет влияния на розничные цены. Срочные контракты с «Орлен Литва» имели немного трейдеров, в основном крупные игроки премиального сегмента. Как правило, у них заключены контракты и с белорусскими НПЗ, поэтому они заместили свои объемы с этого направления», – поясняет Косянчук.
Контролируемый рынок
Для сдерживания роста цен на АЗС в прошлом году правительство ввело государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо. Каждую декаду Министерство экономики публикует документ, определяющий среднюю стоимость бензина и дизтоплива. На эту стоимость и опираются сети АЗС при установлении розничных цен. Максимально допустимые уровни торговой наценки — 7 грн/литр для дизельного топлива и 5 грн/литр для бензинов марок А-92 и А-95.
Эксперты неоднократно положительно высказывались об этой инициативе. В то же время не все участники рынка ее одобряют.
«С введением госрегулирования значительно подорожало топливо в нижнем и среднем ценовых сегментах. Это происходит потому, что премиальные сети, которые являются и мелкооптовыми продавцами, после очередного повышения Минэкономики предельных негласно поднимают цены и в мелком опте и таким образом поднимают средние цены по рынку. По моим подсчетам, без государственного регулирования цена могла бы быть ниже на 2 грн. Раньше средний и нижний ценовые сегменты сдерживали аппетиты премиальных сетей. За 32 года, которые работаю на рынке, я не знаю ни одного случая, когда вмешательство государства приносило бы пользу», – резюмируют Косянчук.
Что будет с ценами на топливо в ближайшей перспективе
В нынешней ситуации для снижения цен на стелах предпосылок нет. А росту цен, по мнению Рябцева, будет способствовать ряд факторов:
- нагнетание геополитической напряженности, на фоне которой у ряда участников рынка есть желание заработать на колебании котировок, в том числе нефтяных;
- отток капиталов из Украины и слабеющая национальная валюта, угроза ускорения инфляции.