Кабмин вчера, 31 октября, одобрил проект закона «О Государственном бюджете Украины на 2023 год» ко второму чтению. В нем учтены предложения народных депутатов и скорректированы макропоказатели.
Неизменным остался общий ресурс на национальную безопасность и оборону – 1 141 млрд грн, или 18,2% ВВП.
Прогноз роста ВВП на 2023 год уменьшен до 3,2% (вместо предыдущего прогноза 4,6%) с учетом сохранения высоких рисков безопасности, а также рисков продолжения атак на объекты энергетической системы и критической инфраструктуры.
Прогноз инфляции на конец года уменьшен с 30% до 28%.
Благодаря скорректированным макропоказателям и налоговым изменениям доходную часть бюджета предложено увеличить на 50 млрд грн — до 1,3 трлн грн.
Расходы составят 2,6 трлн грн, что на 66,8 млрд грн больше, чем было в проекте. В частности, увеличены объемы расходов на выплату пенсий (на 38,9 млрд грн – до 271,9 млрд грн), на Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии (на 16,1 млрд грн – до 35,5 млрд грн), а также на научно-техническую деятельность, льготные кредиты для внутренне перемещенных лиц и развитие предпринимательства. Такие данные сообщил Минфин.
«Дефицит госбюджета в следующем году составит 20,6% ВВП. Будем покрывать его за счет помощи партнеров. Нам нужно привлечь 38 млрд долларов. Получим их от ЕС, США, МВФ и других доноров. Двигаемся в этом направлении, и есть все основания рассчитывать на прогресс», – сказал премьер-министр Денис Шмыгаль.
Прожиточный минимум – 2 589 грн.
Минимальная заработная плата – 6 700 грн.
Курс гривны к доллару в среднем за период – 42,2 грн, на конец года – 45,8 грн (вместо 50 грн, как было в первом чтении).
В 2023 году НБУ должен перечислить в бюджет часть прибыли в размере 71 млрд грн, что на 51,6 млрд грн больше в сравнении с первым проектом.
Кабмин прогнозирует в 2023 году возвращение 1,8 млн граждан из-за границы после отрицательного сальдо миграции в 9,43 млн в 2022 году.
Нардеп Ярослав Железняк отметил, что на общенациональный ТВ-марафон в проект все-таки заложили деньги – плюс 1,4 млрд грн, хотя соответствующую правку «сбили» во время первого чтения.
Из каких источников решили получить больше денег:
- прибыль НБУ – на 51,6 млрд грн;
- импортный НДС – на 27,1 млрд грн;
- НДФЛ – на 14,8 млрд грн;
- акцизы на топливо – на 7 млрд грн;
- гранты – на 0,4 млрд грн.
Уменьшение доходов относительно первого чтения:
- налог на прибыль – на 21,3 млрд грн;
- НДС с производимых в Украине товаров – на 6 млрд грн.
На этом фоне объем средств на Государственный дорожный фонд вырос на 6,7 млрд грн и составит 64,3 млрд грн.
ТОП-5 ведомств, чьи бюджеты выросли больше всего ко второму чтению:
- Минрегион – на 25% (плюс 2 млрд грн на Фонд регионального развития);
- Минкульт – на 22% (1,6 млрд грн, основная часть — увеличение финансирования на «Марафон»);
- Верховный суд – на 14% (245,4 млн грн);
- «Укравтодор» – на 12% (плюс 6,7 млрд грн – почти на 2,5 млрд выросла субвенция местным бюджетам);
- Минсоцполитики – 10% (38,9 млрд грн – увеличение расходов на Пенсионный фонд).
Железняк отмечает, что ко второму чтению бюджеты никакому ведомству не сократили, только увеличили или оставили, как подавали в первом проекте.

Крупнейшие получатели бюджетных средств