Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

Прифронтовые записки. Как прошел инвестиционный форум в Мариуполе

Фото: 0629.com.ua

Фото: 0629.com.ua

Завершился первый, инициированный президентом Владимиром Зеленским, большой инвестиционный форум « RE:Think. Invest in Ukraine ». Провели его в Мариуполе – главном экономическом центре подконтрольного Украине Донбасса, всего в 30 км от линии разграничения. Выбор места был не случаен – инвесторам хотели показать, что война не мешает вкладывать деньги. Несмотря на сложную логистику и близость к фронту, по составу участников форум не уступал столичным подобным мероприятиям. Развеселить инвесторов старался сам президент Владимир Зеленский. Впрочем, по мнению корреспондента The Page, удавалось ему это с трудом.

И другие официальные лица

Начался форум на полчаса позже, чем планировалось. К 11:30 приехал президент и извинился за опоздание – он открывал новую трассу Запорожье – Мариуполь и лично проверял ее качество, проехавшись за рулем автомобиля Toyota.

– Я сегодня второй раз за год получил удовольствие, – зізнався Зеленский, уточнив, что первый раз был тогда, когда он управлял электрокаром Tesla.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

После минуты откровенности он вернулся к теме форума и с ходу начал призывать инвестировать в Украину.

– Мы – Apple, который начинает свой путь в гараже... Наша страна только встает на ноги и начинает двигаться вперед. Уверен, что мы стоим на пороге экономического прорыва, – заявил он.

Подписывайтесь на нас в Google News!

Зеленский в своей традиционной манере пытался шутить с залом. Но, видимо, иностранные инвесторы оказались не очень восприимчивы к юмору президента и реагировали весьма вялыми аплодисментами. Закончив свою речь призывом «не проспать Украину» и начинать вкладывать деньги в ее развитие уже сегодня, Зеленский в плотном сопровождении охраны молниеносно покинул зал, – по графику он уже должен был открывать в городе новый IT-хаб.

Дальше поднимать настроение присутствующим принялся премьер-министр Алексей Гончарук. И, похоже, это ему удалось лучше, чем президенту. Он в который раз заявил, что для бизнеса в Украине наступила новая эра.

Для большей убедительности премьер обязался предоставить каждому инвестору «индивидуальную поддержку». Похоже, даже в новой эре без помощи свыше не обойтись.

– Мы в Кабинете министров будем исповедовать рыночный подход во всем. Честная конкуренция, равные правила для всех – теперь это наша религия, – объявил он, чем сорвал громкие аплодисменты.

Мероприятие собрало руководителей глобальных международных финансовых институтов – Всемирного банка, IFC, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а также иностранных дипломатов и инвесторов. Собрать такого уровня группу не всегда удавалось даже в Киеве.

Все они выражали готовность вкладываться в восстановление Донбасса. Взамен они ожидают от Украины поддержки макростабильности, прогнозируемой политики, борьбы с коррупцией, судебной реформы, снижения влияния олигархов и повышения конкуренции.

Выставка достижений

На форуме инвесторам и президенту презентовали с сотню местных региональных проектов, которые успешно работают и ищут средства для расширения своей деятельности. Например, компанию из Луганской области, которая изготавливает садовую мебель из искусственного ротанга и которая своей продукцией потеснила на рынке китайских производителей. А теперь она собирается расширять бизнес и выходить на зарубежные рынки. Или компанию, изготавливающая уникальную фармацевтическую упаковку для лекарств.

На одном из презентационных стендов производители крем-халвы – украинского аналога арахисовой пасты – предложили Зеленскому попробовать свою продукцию.

– Пусть лучше премьер попробует! – попытался было отказаться от угощения президент.

– Ой, нет, спасибо! Я за фигурой слежу! – парировал Гончарук.

Но в конце концов попробовали оба и остались довольны.

Несмотря на оживленную атмосферу, происходящее напомнило практику предыдущей власти – когда пафосное подписание различных документов и соглашений подгоняли под одно мероприятие.

В этот раз на форуме подписали целых 12 меморандумов, из которых лишь некоторые напрямую касались ревитализации Донбасса: проект водоснабжения Мариуполя, проект по развитию энергосетей юга Донецкой области, проект по превращению Запорожья в умный город (Smart City).

Дорогие дороги

К форуму в регионе завершили несколько больших инфраструктурных проектов: построили двухполосную 225-километровую автомагистраль и отремонтировали 312 км железной дороги.

– Для производителей стали, портов и украинской армии это, пожалуй, самая важная транспортная артерия, – заявил Зеленский. А глава «Укрзализныци» Евгений Кравцов отметил, что это станет «ключом к дальнейшему успешному развитию региона».

Строительству дорог помогут и иностранные доноры. На форуме вице-президент ЕБРР Алан Пию объявил о предоставлении 300 млн евро кредита на развитие региональных дорог по всей Украине. Начать планируют с Херсонской области.

В целом стоимость восстановления Донбасса – транспортной инфраструктуры, промышленных, жилых и административных зданий – в Офисе президента оценили в 372 млн евро.

Для этих целей совместно со Всемирным банком Зеленский объявил о запуске Фонда международной партнерской поддержки для восстановления и реинтеграции Донбасса. При этом акцент в развитии региона иностранные партнеры предложили делать уже не на промышленности, а на технологиях и агросекторе.

К примеру, китайская государственная агрокомпания COFCO решила инвестировать $50 млн в реконструкцию и расширение Мариупольского морского порта. И за счет этого увеличить перевалку грузов на 40% в сравнении с прошлым годом.

В то же время крупнейшая промышленная компания региона – холдинг «Метинвест» Рината Ахметова и Вадима Новинского – обязалася вложить $400 млн в экомодернизацию. Деньги пойдут на то, чтобы снизить уровень загрязнения воздуха в Мариуполе, Запорожье и Кривом Роге.

А вот кто чувствовал себя комфортно на этом форуме, так это харьковский бизнесмен Александр Ярославский.

– У меня за 30 лет никогда не было проблем. А все потому, что я никогда не оценивал действия власти, – поделился он с журналистами в кулуарах своим рецептом успеха.

И тут же пообещал восстановить за свои деньги разрушенный боями Донецкий аэропорт, выделив на это со своего кармана $100 млн.

– Пока я ехал сюда, у меня как раз родилась эта мысль. Я готов хоть завтра начать, – заявил Ярославский. Правда, уточнив, что сделает это, «если создадут условия», и что для этого нужны гарантии безопасности от правительства. Бизнесмен считает, что сейчас вполне реально можно инвестировать в регион.

Растущий интерес иностранного бизнеса к Украине подтверждает президент Американской торговой палаты Андрей Гундер. По его словам, еженедельно в страну приезжают представители зарубежных компаний, интересуются изменениями.

– Так что это очень правильное мероприятие и в правильном месте. Своим присутствием здесь мы даем сигнал внешним инвесторам о том, что в 30 км от линии фронта можно не бояться за свою безопасность и вкладывать деньги в развитие предприятий в регионе, — поясняет он.

Впрочем, не все разделяли такой оптимизм. Например, руководитель табачной компании «Империал Тобакко» в Украине Растислав Чернак сетовал на неблагоприятные условия работы для его отрасли в последние годы – засилье контрабандной продукции, «серые» схемы на рынке. Он с осторожностью воспринял обещание премьера отменить недавние налоговые правки, касающиеся дистрибуции сигарет.

– Верить хочется, но пока закон не ветирован – все возможно, – констатировал он.

А бывший депутат Госдумы РФ Илья Пономарев, чья компания Trident Acquisitions сначала выиграла конкурс на добычу газа на участке шельфа «Дельфин» в Черном море, но результаты которого затем отменил Кабмин, говорил о том, что изменение правил во время игры не способствует приходу серьезных инвесторов в страну.

– Мы пытаемся о чем-нибудь договориться с правительством для того, чтобы нам не пришлось в суде обжаловать этот конкурс. Но пока что никаких предложений мы не получили. В любом случае, новый конкурс мы будем блокировать, если мы ни о чем не договоримся, – рассказал он The Page.

Комментарии

Все новости