Facebook Pixel

Как повышение тарифов УЗ на 70% отразится на грузоперевозчиках

С 29 июня тарифы «Укрзализныци» (УЗ) на перевозку грузов выросли на 70%. Так решило Мининфраструктуры по предложению самой УЗ.

В комментарии для The Page заместитель министра финансов Александр Кава назвал это повышение тарифов «объективным». «Понятно, что потребители против – они всегда хотят платить меньше. Это повышение поднимет наши тарифы до того же уровня, что в Молдове и иных соседних странах», – добавил он.

Почему повышены тарифы

В отличие от нескольких предыдущих повышений тарифов в прошлом году, на этот раз они повышены одинаково – на 70% – для всех 20 видов грузов.

Благодаря этому повышению УЗ планирует получить дополнительно более 11 млрд грн до конца 2022 года.

В компании отметили, что по итогам первых пяти месяцев этого года перевозки грузов из-за войны упали в 2,9 раза – до 27,1 млн тонн, в том числе во внутреннем сообщении в 2,7 раза – до 14,5 млн тонн, на экспорт – в 2,5 раза, до 10,8 млн тонн, на импорт – в 6,4 раза, до 1,6 млн тонн, тогда как транзит обрушился почти в десять раз – до 0,3 млн тонн.

Ориентировочные расходы на восстановление поврежденной вследствие войны железнодорожной инфраструктуры превысят 100 млрд грн.

Влияние повышения тарифов на аграриев и зернотрейдеров

Увеличение тарифов приведет к снижению доходов украинских агропроизводителей и росту расходов потребителей продукции внутри страны, а также станет дополнительным фактором банкротства для многих предприятий аграрной отрасли уже осенью этого года. Такое мнение высказал руководитель Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики (KSE) Олег Нивьевский.

«У аграриев сейчас закупочные цены на 30 – 50% меньше довоенных, хотя экспортные цены взлетели вдвое. Причина – нечем вывезти, давление предложения и подорожание стоимости логистики в четыре раза. Увеличение УЗ тарифов еще больше снизит внутренние цены — так работает ценообразование на аграрном рынке», – пояснил он.

Нивьевский добавил: если бы РФ не заблокировала украинские морские порты, то агросектор страны даже не заметил бы повышения тарифов, но в условиях войны с осени 2022 года это станет дополнительным фактором банкротства для многих предприятий отрасли.

«В УЗ говорят об уменьшении грузовой базы более чем на 60% в связи с войной, и это заставляет поднять тарифы, чтобы перекрыть потери. Аргументация довольно скользкая, особенно для монополиста. Транспортная отрасль должна обслуживать экономику, а не вводить ее в еще большие проблемы. Может, есть альтернативы в сложившейся ситуации, которые следует обсудить?» – спрашивает эксперт.

«Украинская зерновая ассоциация» (УЗА) попросила правительство ввести мораторий на повышение тарифов на грузовые перевозки во время военного положения и на три – шесть месяцев после его завершения, а также отменить решение об их увеличении на 70%.

Рост тарифов может создать для аграриев страны дополнительные расходы в размере $120 млн в год.

В УЗА отметили, что аграрная отрасль понесла катастрофический ущерб вследствие агрессии РФ. Поэтому компенсация потерь УЗ не может быть возложена только на бизнес, который сам нуждается в финансовой поддержке.

По данным УЗА, с началом блокады украинских морпортов стоимость экспортной логистики выросла в 5 – 7 раз — до $180 за тонну зерна, из-за чего аграрии уже вынуждены продавать товар ниже себестоимости. По расчетам, стоимость тонны пшеницы в поле снизилась до $90 при себестоимости ее производства не менее $160.

С учетом этих факторов рост тарифов может повлечь за собой не только уменьшение перевозки зерна УЗ, но и вообще привести к потере перевозок зерна для железной дороги.

Влияние повышения тарифов на металлургов

В комментарии для The Page финансовый директор «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) Сергей Пличко отметил, что за последние три месяца цены на металлопродукцию в целом снизились. В дополнение к негативной конъюнктуре рынка, военным действиям на территории Украины, полной перестройке всех логистических маршрутов повышение тарифов УЗ значительно усложняет ситуацию для всех экспортеров.

Для АМКР удорожание транспортных расходов по территории Украины составит более 45%.

«Мы постоянно работаем над восстановлением и наращиванием объемов производства, чтобы обеспечить выживаемость предприятия и валютные поступления в экономику. Однако решение Мининфраструктуры поднять тарифы сводит эти усилия к нулю и может привести к полной остановке экспорта железорудного сырья на европейские рынки с августа 2022 года», – добавил Пличко.

Реакция УЗ на опасения грузоотправителей

Железнодорожники считают, что 70% – это минимально возможная индексация тарифов. Она обеспечит солидарную и справедливую нагрузку на бизнес, государство и международных партнеров в преодолении последствий военной агрессии России.

«Повышение не будет критическим в формировании цены на экспорт: цена на черные металлы и зерно увеличится всего на несколько процентов, которые в полном объеме компенсируются положительной ценовой конъюнктурой на внешних рынках», – отмечают в компании.

Рассказывая о рисках для аграриев, глава УЗ Александр Камышин на брифинге 29 июня сказал, что он общается со всеми крупнейшими компаниями в этой области.

«Вчера у меня была встреча с десятью крупнейшими. Для каждой из них мы разложили, насколько это делает перевозку дороже. И увидели, что это $6,85 на тонну. Я считаю, что это посильная ноша для такой цены на зерно, которая есть сегодня», – заявил глава УЗ.

Почему частично останавливаются предприятия «Метинвеста»

Группа «Метинвест» 29 июня сообщила, что с 1 июля приостанавливает добычу на двух горно-обогатительных комбинатах (ГОК) в Кривом Роге (Ингулецком ГОКе и совместном предприятии Южный ГОК) и сокращает работу «Каметстали» в Каменском до одной домны. С середины июля будет приостановлена добыча на Северном ГОКе.

Это решение в компании назвали вынужденной мерой, которую группа максимально отсрочила с 24 февраля за счет собственных резервов. Главным фактором является продолжение российского вторжения в Украину.

«Но ситуация в экономике страны также остается тяжелой и имеет тенденцию к ухудшению из-за ряда дестабилизирующих факторов, которые не позволяют нашим предприятиям полноценно работать и планировать свою деятельность более чем на месяц вперед», – говорится в сообщении «Метинвеста».

Компания пояснила, что ранее все перевозки готовой продукции она осуществляла морским транспортом. Сейчас порты заблокированы, поэтому продукция отправляется только по железной дороге. Логистические расходы выросли в несколько раз против довоенного времени. «Также по всей цепочке поставок накапливаются запасы металлопродукции, наша готовая продукция месяцами стоит в очереди на границе с ЕС».

Приостановка работы предприятий «Метинвеста» не связана с повышением тарифа на железнодорожные грузовые перевозки, заверил Камышин.

Глава УЗ отметил, что на длинных экспортных маршрутах тариф для «Метинвеста» вырастет на $7 на тонне (с $9,5 до $16,2). В целом за вторую половину 2022 года затраты «Метинвеста» увеличатся на $56 млн.

«Я знаю, что Ринат Леонидович (Ахметов, основной владелец «Метинвеста» – The Page) – настоящий патриот Украины. Я уверен, что он не согласовал бы остановку двух ГОКов из-за увеличения логистических затрат на $56 млн в год», – отметил Камышин.

Кроме того, он отметил, что железнодорожный тариф на перевозку «железорудки» по Украине был в шесть раз ниже польского, а после повышения будет ниже в 3,5 раза.

«Украинцы уже давно готовятся к евроинтеграции постепенным переходом к европейским тарифам. Большой бизнес тоже должен пройти этот путь», – сказал глава УЗ.

«За последнюю неделю я встретился с руководством трех крупнейших металлургических групп Украины: «Метинвеста», «Арселора» и «Феррэкспо». Для всех трех повышение тарифа – тяжелый удар. Однако они его держат, решают новые логистические задачи и идут вперед, как и вся страна», – подытожил Камышин.

Поблагодарить 🎉