В пятницу, 28 октября, должна быть закрыта сделка по приобретению Twitter. Впрочем, похоже, что это будет формальностью -- на самом деле все уже решено, и Маск уже «обустраивается» в штаб-квартире Twitter, которая обошлась ему в $44 млрд. Это рекордная сумма даже для Вig tech (большая ее часть -- заемные средства).
собрал подробности о крупнейших M&A-соглашениях в сфере Вig tech за прошлые годы (полный список крупнейших M&A-сделок за 15 лет тут). А также данные о том, что стало с поглощенными активами и что ждет в этом смысле Twitter.

ТОП-5 крупнейших сделок M&A в Вig tech. Инфогарфика: The Page
Покупка Twitter
$44 млрд (2022 год, сделка на стадии подготовки)
- Социальная сеть, сервис микроблогов
- Покупатель: Илон Маск
- Продавец: Twitter Inc.
- Капитализация: $40,4 млрд
История с продажей «щебетуна» не оставляет первые полосы в течение последнего года. Фаундерам Twitter — Джеку Дорси, Ноа Глассе, Бизу Стоуну и Эвансу Уильямсу — удалось сотворить из элементарных вещей настоящее чудо, которое может стать еще и самым дорогим соглашением M&A в Big tech.
Официально Маск планирует достичь показателя 600 млн монетизированных пользователей в 2025 году и 931 млн — к 2028-му (в настоящее время их около 200 млн). Доход компании к 2028 году Маск планирует увеличить более чем в пять раз — до $26,4 млрд (половина дохода — от подписки, остальное — от рекламы). Для сравнения: сейчас из $1,19 млрд годовой выручки 90% дает реклама. Маск также объявил о планах сократить штат Twitter на 75%.
Пятница — крайний срок, когда Илон Маск должен закрыть сделку по приобретению Twitter за $44 млрд.
«Я хочу, чтобы Twitter охватил максимальное количество людей не только в стране, но и в мире, — сказал Маск о своих планах на встрече с сотрудниками компании в июне. — Китай практически живет в WeChat, потому что он очень удобен и полезен в повседневной жизни. И если мы сможем этого добиться с Twitter, это будет огромным успехом».
Покупка Slack
$27,7 млрд (2020 год)
- Корпоративный мессенджер, ПО для совместной работы
- Покупатель: Salesforce
- Продавец: Slack Technologies
- Капитализация: не рассчитывается.
Корпоративный мессенджер Slaсk был создан почти случайно в качестве инструмента общения команды разработчиков игр. Но «убийца корпоративной почты и Skype» (как его назвали позже) уже в день тестирования собрал аудиторию в количестве 8 тыс. зарегистрированных пользователей и стал самым быстрорастущим приложением в истории. В 2019 году во время листинга общая капитализация компании Slack Technologies составила $23,2 млрд. Для разработчика CRM-систем Salesforce покупка Slaсk стала еще одним шагом в конкуренции с Microsoft: аудитория сервиса составляет примерно 1,1 млн пользователей, причем преимущественно из IT-индустрии.
Покупка LinkedIn
$26,2 млрд (2016 год)
- Социальная сеть
- Покупатель: Microsoft
- Продавец: LinkedIn
- Капитализация: не рассчитывается.
LinkedIn появилась в 2003 году как обычная социальная сеть. Затем ее перепрофилировали в сеть для поиска и установления деловых контактов. Пользователи сети представляют 150 отраслей бизнеса из 200 стран. Таким образом, LinkedIn избегает или почти избегает двух главных сетевых болезней: случайности контактов и агрессивности пользователей — их нет на платформе для общения профессионалов по выбранным направлениям. Фактически Microsoft приобрела (за рекордную для корпорации сумму) данные о контактах, предпочтениях и т.п. 750 млн зарегистрированных пользователей. И теперь с успехом использует их в сервисах компании.
Покупка WhatsApp
$22 млрд (2014 год)
- Мессенджер
- Покупатель: Facebook Inс. (теперь Meta Inс.)
- Продавец: WhatsApp Inc.
- Капитализация: не рассчитывается.
Продажа культового сервиса мгновенного обмена сообщениями WhatsApp долго была новостью №1 в мире. По условиям сделки Meta заплатила $4 млрд деньгами, $12 млрд – акциями компании, еще $3 млрд – акциями с дополнительными условиями. С учетом колебания курса акций за время, пока готовилось соглашение, окончательная рыночная сумма выросла до $22 млрд. Приобретение WhatsApp позволило существенно дополнить базу данных компании и непосредственно увеличить прибыль – в частности за счет более точного таргетирования рекламы.
Покупка Figma
$20 млрд (2022 год, продолжается оформление)
- Разработчик ПО интерфейсов
- Покупатель: Adobe
- Продавец: Figma
- Капитализация: примерно $10 млрд (оценка за май 2021 года).
Компания Figma предоставляет собой онлайн-сервисы для разработки интерфейсов с возможностью совместной работы в режиме реального времени. Сервис доступен по подписке (предусмотрен бесплатный тарифный план для одного пользователя). Используется для подробной разработки дизайна интерфейсов мобильных приложений, веб-сайтов, корпоративных порталов.
С самого начала компания идет по пути монетизации продуктов и не может похвастаться большой аудиторией (1 млн зарегистрированных пользователей). Впрочем, это не помешало ей получить высокую цену от Adobe.