Влиятельный английский экономический журнал The Economist опубликовал редакционную статью, в которой попытался оценить перспективы украинской экономики в условиях войны.
Украина вступила в войну в хорошей форме — с растущей экономикой, с населением, которое не слишком пострадало от COVID-19, с хорошими ценами на экспортные товары, хорошо контролируемой банковской системой и дефицитом госбюджета в размере менее 3% ВВП.
Что происходит сейчас? Благодаря цифровизации налоговой системы доходы в бюджет поступают из тех частей экономики, которые все еще функционируют, несмотря на вторжение России. Пенсии и бюджетные зарплаты все еще выплачиваются даже в тех районах, которые сейчас находятся под российской оккупацией. Украинский интернет и мобильная связь 3G почти везде не пострадали. Большинство предприятий все еще платят сотрудникам, даже если они не могут работать в обычном режиме или вообще не могут. Поступления от налогов на заработную плату, по словам министра финансов Сергея Марченко, снизились всего на 1%.
Однако Всемирный банк предполагает, что ВВП Украины в 2022 году сократится на 45% («Наша оценка – 44%», – отшутился Марченко в ответ на вопрос корреспондента The Economist). Обе эти оценки, конечно, крайне неопределенны, отмечает журнал. Причины этого:
- таможенные поступления, составляющие значительную часть доходов госбюджета, упали примерно до четверти довоенного уровня из-за сокращения импорта и отмены многих пошлин;
- военные затраты – большое бремя, даже если оружие и боеприпасы предоставляются западными партнерами бесплатно;
- малый и средний бизнес теперь платят налоги на добровольной основе, хотя Марченко говорит, что он впечатлен патриотизмом, с которым они это делают.
Все это приводит к дефициту финансирования в размере примерно $5 млрд ежемесячно.
Динамика ВВП Украины, % в годовом измерении

Как его заполняют? Отчасти, по словам Марченко, за счет того, что НБУ печатает больше денег. Отчасти путем выпуска военных облигаций, по которым правительство выплачивает около 11% годовых, что ниже уровня инфляции.
Но основной источник денег должен быть зарубежным. Именно поэтому большую часть своего рабочего дня министр финансов проводит, лоббируя помощь иностранных правительств.
Президент США Джо Байден недавно заявил, что просит Конгресс санкционировать дополнительные $33 млрд для Украины (Конгресс может увеличить эту сумму). Ожидается, что $20 млрд из этой суммы будут потрачены на снабжение Украины и других прифронтовых государств дополнительным вооружением. Только около $8,5 млрд предназначены для экономической помощи, а остальное – для гуманитарной помощи. «Хорошая новость, но как будет выглядеть американский пакет и когда он прибудет, мы не знаем», – говорит Марченко.
Однако конечным результатом всех этих призывов является то, что во втором квартале этого года Украина получила гранты на общую сумму около $4,5 млрд при дефиците бюджета в размере $15 млрд.
Это ненадежно, признает Марченко, опасающийся, что если война продлится дольше, чем «три — четыре месяца», потребуются болезненные меры, в том числе резкое повышение налогов и резкое сокращение расходов. Реальный страх заключается и в том, что все то, что в последние годы превратилось в довольно рыночную экономику, может столкнуться с волной национализации, которая сведет на нет годы тяжелого прогресса.