Как стало известно , Анна Проскурина, выходец из глобальной перестраховочной компании Gen Re (входит в Berkshire Hathaway), создает в Украине сервисную B2B платформу. Ранее Анна Проскурина была представителем Gen Re на рынках Чехии, Словакии и Венгрии. Затем она более 10 лет работала на рынке консультационных услуг, подготовила такие знаковые для украинского рынка сделки, как выкуп «Эталон Лайф» голландской Fortis, и компании «Алькона» немецкой HDI International.
Платформы — это сообщества людей и компаний, которые объединены общими целями и интересами, в том числе, по развитию бизнеса, проектов, карьерного роста, общественных целей. Платформы — это часть шеринговой экономики, в которой через соцсети, сайты и мобильные приложения объединяются множества продавцов, имеющих избыточный ресурс, и множество покупателей. Легендарные проекты шерингового рынка — BlaBlaCar, Aribnb. Для продавцов этих проектов пассажирские перевозки или сдача комнат в аренду не являются основным видом заработка. Но у них есть избыточный ресурс — например, места в машинах или комнаты, которые они могут предложить на рынок.
Сегодня в Украине действуют несколько специализированных платформ, открытых или закрытых сообществ, с разным направлениями. Например, CEO Club собирает «бизнес-сливки» украинского общества, CFO Club – закрытый клуб для владельцев бизнеса, финансовых и генеральных директоров компаний. Виктория Тигипко развивает WTEch — международное сообщество для женщин. Такие платформы объединяют бизнес-компетенции множества компаний, которые они предлагают друг другу.
Илья Кенигштейн, учредитель & CEO Creative States объясняет, что «Платформы полезны тем, что помогают формировать горизонтальные связи. Наше общество из-за советского образования не в состоянии было коммуницировать друг с другом, что препятствовало налаживанию партнерских взаимосвязей и развитию бизнеса». По его словам, благодаря платформам современный бизнес получает такой необходимый для него горизонтальный нетворкинг. Имея формальный повод — членство в одном клубе, участие в одной платформе — людям проще предложить друг другу создать новый проект, что то продать, и так далее.
Платформа под названием Genuine создана для разных бизнесов, работает в прототипом режиме в офлайне с ноября и уже объединяет более 20 компаний разных направлений. Проводятся встречи и заключаются договоры между участниками.
«Есть трудоемкий и затратный по времени поиск партнеров и контрагентов, которые качественно предоставят услугу, выполнят работы. С этой же проблемой сталкиваются и крупные украинские, международные компании, корпорации, которые хотят выйти на крайне фрагментированный рынок предприятий малого и среднего бизнеса», — говорит Анна Проскурина. Эти задачи решает Geniune.
Также начата разработка сайта, запуск которого запланирован на март 2020 года.
Многие платформы развиваются через такие каналы, как Facebook или LinkedIn, но Проскурина выбрала другую стратегию. «Развивать сообщество через Facebook, LinkedIn сегодня нет смысла, чтобы не иметь уязвимостей к политикам социальных сетей. Из-за ограничивающих политик, сообщения могут не доходить ко всем участникам сообществ, поэтому мы отошли от этой модели и решили строить свой сайт», — объясняет Анна Проскурина.
Помимо крупной международной технологической корпорации, название которой держится в секрете, заинтересованность в участии подтвердили более 20 бизнесов, в том числе строительная компания Active Technology, клининговые компании Shaden и Pdim, Beehiveor R&D Lab (маркетинг), «Дім обліку» (бухгалтерские сервисы), и тд.
«Мы принимаем участие в CFO-Club, также мы члены Европейской бизнес Ассоциации (ЕБА), Американской торговой палаты и так далее. Все эти площадки ориентированы на офлайн, что не всегда удобно, когда владелец компании находится в другой стране», — говорит партнер и менеджер по инновациям юридической компании ILF Арсен Бучковский. По его словам, позитивному решению по партнерству с Genuine послужила и личность самой Анны Проскуриной. «Любая платформа держится на интеграторе, или на бренде, как например в ЕБА. Для нас важна личность интегратора, пассионария, который может привлекать новых партнеров и развивать проект», — говорит Бучковский.
Анна Проскурина, основатель Genuine
Роман Киригетов, основатель «Кабанчика» и Craft, уточняет, что рынок платформ (маркетплейсов) составит 7 триллионов долларов к 2024 году, тогда как сегодня их объем составляет 1,7 триллиона долларов, согласно исследованиям iBe. «Сетевой эффект — это залог успеха на таких проектах. Чем больше у тебя поставщиков, тем больше у тебя потребителей. Чем больше потребителей — тем больше поставщиков», — говорит Киригетов.
Запланированы две версии — бесплатная, с доступом к каталогу компаний с общими контактными данными, без возможности прямого выхода на людей, принимающих решения. И платная — с кластерами участников и готовыми предложениями.
Юрий Лазарук, CEO партнерской для Проскуриной платформы Sales Hero (более 9000 участников), объясняет, что монетизация на их рынке происходит за счет знакомства участников друг с другом.
«В развитых странах платформы — это очень успешный опыт. 10 лет назад в США одной из самых могущественных организаций была платформа BNI. Для Украины такие проекты дают новый курс и возможность реализовывать себя и свой бизнес в новых проектах», — говорит Илья Кенигштейн. По его оценке, на первом этапе на рынке логично возникает множество новых платформ, так как в менталитете украинского бизнеса — не присоединяться к существующему, а создавать свое. «Со временем лидерами среди платформ станут те, кто объединяет сильнейших людей», — предсказывает Кенигштейн.