Фото: УНИАН
Министерство финансов решило выплачивать вознаграждение за информацию о недобросовестных продавцах. А скрывается такое нововведение под всем известным термином «кэшбэк». В целом под закон могут попасть свыше 9 тыс. компаний и предпринимателей. А штрафов они заплатят на 16 млн грн, уже успели подсчитать чиновники.
The Page разобралось, как именно министерство предлагает бороться с «теневиками» и сколько денег за это получит покупатель.
- Что случилось? Минфин разработал уже второй проект изменений в налоговое законодательство. Согласно ему, покупатели смогут получать часть стоимости товара (тот самый кэшбэк) в случае, если продавец нарушил правила продажи товара либо услуги, стоимость которых превышает 50 необлагаемых минимумов — то есть 850 грн.
- В чем проблема? Необходимость такого шага министерство объясняет высоким уровнем теневой экономики — 33%. Кроме того, Минфин указывает на распространенную ситуацию, когда упрощенную систему налогообложения эксплуатирует крупный бизнес, тем самым не уплачивая налоги. Пример: компании используют физлиц-предпринимателей на «упрощенке». При этом они работают на крупный бизнес, а не на себя, фактически превращаясь во «внутренние офшоры».
- Какой кэшбэк можно получить? Если вина продавца будет доказана, то покупатель получит всю потраченную сумму. При этом, есть несколько условий: в жалобе покупатель должен указать свой банковский счет и приложить копию чека. Также, чтобы прошла выплата, продавец должен сначала полностью оплатить штраф, а стоимость услуг в одном чеке должна превышать вышеупомянутые 850 грн.
- Сколько заплатит продавец? Недобросовестным торговцам при первом нарушении придется заплатить в госбюджет двойную сумму проданных товаров или услуг, а при повторных — пятикратную.
- Как будет работать кэшбэк? Если законопроект все же примут, в электронном кабинете плательщика налогов будет создана информационная система. Все продавцы будут проводить операции через нее. Там же покупатель сможет проверить правильность выданного ему чека. А в случае нарушения — подать жалобу. Таким нарушением может стать занижение реальной стоимости товара в чеке или непроведение операций через РРО.
- Как бизнес может защититься? Для продавцов Минфин предусмотрел двухуровневую систему проверки жалоб. На первом этапе — камеральная проверка, которую будут проводить налоговые органы. На втором — фактическая, если продавец не подтвердил факт продажи.
Контекст
В прошлом году Минфин уже предлагал похожий законопроект о кэшбэке. Он предлагал штрафовать продавцов за невыдачу чеков и выплачивать компенсацию покупателям за жалобы. Однако проект встретил сопротивление со стороны Госрегуляторной службы, которая отказалась согласовывать документ. Ведомство указывало на риски увеличения количества проверок, а также злоупотребления со стороны контролеров и покупателей.
Также законопроект критиковали и представители бизнеса. Например, Союз украинских предпринимателей, который опасался недобросовестной конкуренции. А вот Европейская Бизнес Ассоциация в целом поддерживала документ, хотя и имела ряд отдельных замечаний.
Судьба нового документа пока остается неизвестной. Его также еще должны согласовать Минэкономики, Минюст, Госрегуляторная, фискальная и казначейская службы, а также Госагентство по вопросам электронного управления.