Снижение цен на нефть выгодно Украине, поскольку стоимость топлива может снизиться. Но этого может и не произойти ввиду зависимости от ряда факторов: курса гривны, акцизного налога и снижения спроса из-за карантина.
Ситуация на нефтяном рынке накаляется. Встречу альянса крупнейших мировых нефтепроизводителей ОПЕК+ перенесли на 9 апреля, поскольку Россия и Саудовская Аравия не могут договориться о новых условиях в соглашении ОПЕК+. Этот документ перестал действовать с 1 апреля этого года, поэтому все ограничения по сокращению добычи нефти отсутствуют.
ОПЕК – международная межправительственная организация, созданная странами – экспортерами нефти, которая контролирует около двух третей мировых запасов нефти и ее добычу. В состав ОПЕК входят 14 стран.
ОПЕК+ – это страны ОПЕК плюс Россия, Казахстан и Азербайджан (ключевые производители – Саудовская Аравия и Россия).
Развал соглашения привел к стремительному падению цен на нефть, которое ухудшилось сокращением глобального спроса из-за пандемии коронавируса. Лишь на фоне новостей о переносе встречи цена на нефть марки Brent вчера упала на 2% — до $33,4 и $27,3 за баррель, а американская нефть WTI подешевела на 3,5% — до $27,3 за баррель.
Мировой кризис на рынке нефти выгоден Украине, которая импортирует 80% нефтепродуктов, считают опрошенные эксперты. Как поясняет аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко, возможность купить дешевую нефть позволит снизить цены на АЗС.
В целом с начала года цены на топливо упали на 24%, однако на АЗС существенного снижения не произошло. Причина — девальвация гривны, отмечает директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн.
«Если бы ситуация с гривной была стабильной, то цены на топливо на АЗС упали бы на 5-6 грн», — уверяет он и добавляет, что стоимость в дальнейшем снизится на 2-3 грн.
Сейчас оптовая цена дизельного топлива на оптовом рынке просела до 14-15 грн/л, что позволяет в дальнейшем снизить его стоимость до 20 грн/л, отмечает Сиренко. В то же время он добавляет, что снижение цен зависит не только от цен на внешнем рынке.
Розничные операторы заявляют, что пока не могут существенно снижать цены из-за ряда факторов. Как отмечает гендиректор Sunoil Леонид Косянчук, социальные АЗС уже дошли до предела понижения цены из-за падения потребления, и резерв понижения пока есть только у премиальных брендов.
Как рассказал совладелец сети АЗС KLO Вячеслав Сташенко, на его АЗС объем реализации упал на 30%, а в некоторых областях – и больше.
В консалтинговых компаниях также заметили снижение спроса. Так, по словам Куюна, карантин обвалил спрос до 20-30%. А вот Сиренко называет более низкие показатели — 15-20%. По словам Сташенко, из-за этого возникает проблема с мощностями по приему нового топлива.
Он также отмечает, что стоимость нефти упала, но самый дешевый продукт еще не дошел к АЗС, поэтому дальнейшая стоимость топлива зависит от колебаний гривны.
«Если тенденция по удержанию низких цен на внешнем рынке сохранится и совпадет с курсом гривны, то дешевый ресурс будет вытеснять дорогой, и цены должны снизиться», — добавляет Косянчук.
Еще один фактор, который существенно влияет на цену топлива, — акцизный налог. Поскольку он рассчитывается в евро, то розничные цены зависят от валюты, говорит Косянчук.
«Сегодня доля налогов в розничной цене превышает 72% – в цене бензина, 55% — в цене дизельного топлива. Сейчас акцизный налог на $100 превышает цену бензина», — добавляет он.
Сегодня у государства есть все основания снизить налоговую нагрузку для рынка. Этому способствует и ситуация на внешних рынках, и карантин, считает Сиренко.
«Сейчас можно попробовать снизить НДС с 20% до 15% и посмотреть, какие плюсы получит и государство, и рынок», — заключает он.