Банкротство авиакомпании и туроператора. Как получить деньги. Фото: Flickr / Felix-Andrei Constantinescu
Туристическая отрасль одной из первых столкнулась с последствиями пандемии коронавируса и запрета на пересечение границы, отмены авиасообщения и закрытия отелей. Убытки только украинского туризма от карантина превысят $1,5 млрд, а мирового могут достичь $1,2 трлн. Тем авиакомпаниям и туроператорам, которые не смогут выстоять, вероятно, придется стать банкротами.
продолжает публикацию серии практических материалов, посвященных неплатежеспособности. На этот раз мы совместно с членом правления Ассоциации юристов Украины и одним из разработчиков Кодекса по процедурам банкротства Юлианом Хорунжим подготовили инструкцию, как защитить себя в случае краха туроператора или авиакомпании.
Материалы блока «банкротство»
Каковы особенности банкротства туроператора или авиакомпании?
Прежде всего, туроператор, как и перевозчик, является обычным юридическим лицом. Кодекс по процедурам банкротства не устанавливает для них никаких особенностей ( глубже рассматривало этот вопрос в предыдущих публикациях).
То есть банкротство туроператора и авиакомпании имеет три стадии:
- распоряжение имуществом — назначение ликвидатора, поиск всех кредиторов и активов должника, анализ причин неплатежеспособности и возможностей проводить санацию (восстановление платежеспособности) либо открытие ликвидационной процедуры;
- санация – процедура, направленная на «оздоровление» финансового состояния. Если она возможна, то арбитражный управляющий совместно с должником должны разработать план погашения долгов, согласовать его с кредиторами и представить в суд на утверждение;
- ликвидация — продаются все активы должника, а полученные средства направляются на погашение долгов.
Когда возвращают деньги за авиабилет или путевку при банкротстве?
Средства, полученные от продажи имущества, направляются на выплату. Требования обеспеченных кредиторов (банков) и дополнительное вознаграждение ликвидатора выплачиваются вне очереди. Далее погашение происходит по очереди:
- первая очередь — долги по заработной плате и возмещение ликвидатору затрат на процедуру банкротства;
- вторая очередь — долги, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан, обязательства по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное и прочее социальное страхование;
- третья очередь — долги по налогам;
- четвертая очередь — требования других кредиторов, не обеспеченные залогом имущества должника;
- пятая очередь — возврат взносов в уставный капитал членам трудового коллектива предприятия;
- шестая очередь — все остальные долги.
То есть деньги за авиабилет или путевку в случае банкротства выплачиваются лишь в четвертую очередь. Это дает, мягко говоря, не слишком высокие шансы на компенсацию в связи с большим количеством кредиторов как больших, так и малых. А до последних двух очередей дело вообще почти никогда не доходит.
Как вернуть деньги, если туроператор — банкрот?
Последствия карантина коснулись как самих туристов, так и туроператоров. Последние проплатили бронирование отеля и выкупили авиабилеты, которые теперь сложно вернуть. Те же, кто собирался отдохнуть, не смогли осуществить свое путешествие и самое главное — вернуть средства за оплаченный тур.
Как повысить свои шансы вернуть деньги:
- необходимо внимательно ознакомиться с договором туроператора. Этого обычно никто не делает. Однако именно там содержатся все случаи и сроки, когда туроператор компенсирует путевку;
- наличие страховки. После начала пандемии, еще до введения строгого карантина в Украине, туроператоры предлагали страховку от отмены тура. Если она у вас есть, волноваться почти ничего.
А что делать, если страховки нет?
Закон Украины «О туризме» обязывает туроператоров и турагентов финансово обеспечить свою ответственность перед туристами банковской или кредитной гарантией. Эта гарантия должна покрывать убытки туриста в случае неплатежеспособности или банкротства туроператора либо турагента. Это могут быть: покрытие расходов туриста на возвращение к месту жительства, возмещение стоимости непредоставленных услуг. Банк или иное кредитное учреждение выплачивают возмещение по заявлению туриста, договору (ваучеру) при наличии доказательств неисполнения туроператором или турагентом своих обязательств.
Впрочем, даже если туроператор обеспечил свою ответственность, это еще не означает, что средств хватит на всех туристов. Однако в любом случае все иные варианты – еще хуже. Туроператоры и турагенты – это преимущественно компании, которые не имеют достаточных собственных активов. И даже если турист получил решение суда о взыскании денежных средств с туроператора (особенно если количество таких судебных процессов приобрело системный характер), получить деньги будет точно сложно.
Есть ли возможность воспользоваться путевкой туроператора-банкрота?
В целом открытие дела о банкротстве не является основанием для отмены туристических путевок или невыполнения других обязательств туроператором. Путевки остаются действительными, и туристы имеют возможность ими воспользоваться.
Однако в таком случае необходимо убедиться, что средства, которые заплатил турист, были перечислены за соответствующие услуги: оплату гостиниц, билетов авиаперевозчика, услуг гидов и тому подобное. То есть необходимо получить подтверждение соответствующего бронирования.
Как вернуть деньги за авиабилеты в случае банкротства компании?
Если ваш рейс отменили из-за банкротства авиаперевозчика, когда вы находитесь за границей, самым эффективным и быстрым способом вернуться домой является покупка билетов на другой рейс за собственные деньги. На то, чтобы решить этот вопрос с обанкротившейся авиакомпанией, уйдет немало времени.
Если средств на новые билеты нет, следует обратиться в украинское консульство (или другой страны, гражданином которой вы являетесь). Это учреждение должно позаботиться о вашем возвращении домой.
Сама же процедура возврата средств за билеты такая же, как и при любой процедуре банкротства.
Пассажиров включают в реестр кредиторов, и они могут рассчитывать на получение собственных средств только в четвертую очередь.
То есть, даже если путешественники смогут-таки добиться судебного решения о взыскании убытков, фактически получить деньги на руки – история маловероятная. После признания авиакомпании банкротом наверняка найдется большой залоговый кредитор (или даже несколько), который получит выплаты раньше пассажиров. На погашение долгов перед последними просто не хватит средств.
Как получить компенсацию за авиабилеты?
Если рейс был просто отменен и это не связано с банкротством авиакомпании, перевозчик имеет определенные обязанности:
- уведомить каждого пассажира о задержке рейса (более чем на два часа) и правилах компенсации и помощи;
- если пассажирам отказано в перевозке, авиакомпания должна выплатить им компенсацию: 250 евро — для рейсов дальностью менее 1,5 тыс. км; 400 евро – 1,5-3,5 тыс. км; 600 евро — более 3,5 тыс. км. За основу здесь берут последний пункт, в котором отмена рейса задерживает пассажира.
Пассажир должен письменно обратиться в авиакомпанию. Кроме самой претензии нужно приложить доказательства (в зависимости от обстоятельств): билет, чеки оплаты услуг (кроме услуг такси), квитанцию об оплате сверхнормативного багажа, отрывной талон багажной идентификационной бирки, акт о ненадлежащей перевозке багажа (PIR — Property Irregularity Report), акт повреждения багажа (DBR — Damage Baggage Report), справки о задержках и другие документы, которые могут ускорить рассмотрение претензии. Сумму требований должно доказать заинтересованное лицо.