Прямой государственный долг Украины, составивший к концу 2020 года 60,8% ВВП, по итогам 2021 года ожидается на уровне 56,9% ВВП. В 2022 году он будет снижен до 50,8%, в 2023 году – до 48,55%, а к 2024 году – до 47%. При этом доля госдолга в нацвалюте в конце 2024 года должна вырасти с нынешних 41% до 51%.
Об этом говорится в среднесрочной стратегии управления госдолгом до 2024 года, которую Кабмин утвердил 9 декабря. представляет ее содержание и сделало свои «замечания на полях».

Кратко о содержании стратегии управления госдолгом
Стратегия предусматривает увеличение средневзвешенного срока погашения госдолга с 6,4 года до 7 лет к концу 2024 года. При этом доля долгосрочного льготного финансирования от МФО и иностранных государств для реализации инвестпроектов в общем объеме госдолга будет увеличена с 6,3% в текущем году до 7% в 2024-м.
Стратегия разработана с учетом показателей, определенных законом о государственном бюджете на 2021 год и бюджетной декларацией на 2022 – 2024 годы.
Отмечается, что в результате реализации предыдущей стратегии (на 2019 – 2022 годы) выросла доля госдолга в национальной валюте (с 33,4% в 2018 году до 38,2% в 2020-м), улучшилась структура государственного долга по срокам погашения, повысились международные рейтинги Украины.
По словам министра финансов Сергея Марченко, основными рисками для реализации новой стратегии остаются риски рефинансирования и валютный. Чтобы минимизировать риск рефинансирования, Минфин планирует развивать финансовый рынок. Также министерство намерено вводить инструменты валютного хеджирования.

Замечания на полях стратегии управления госдолгом Украины
Намеченные правительством маяки: сокращение доли госдолга в ВВП, перевод долга в нацвалюту и увеличение сроков заимствований соответствуют лучшей мировой практике и рекомендациям международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк и др.). Однако одного желания (даже очень большого) и красивой презентации для этого мало. Нужна твердая воля к последовательной реализации плана действий, приведенного (в самом общем виде) в стратегии.
Меры этого плана включают:
- развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг (ЦБ);
- выпуск ОВГЗ в разных валютах на международных рынках, изучение мирового опыта использования ESG-инструментов;
- привлечение международных инвесторов на внутренний рынок ЦБ;
- расширение сотрудничества с МФО и правительствами для привлечения льготного финансирования;
- работа правительства, направленная на повышение кредитного рейтинга Украины.
К сожалению, в действиях украинских властей такая последовательность часто отсутствует. Например, в стратегии говорится, что для снижения рисков ее невыполнения государство среди прочего должно стремиться к снижению доли госбанков на рынке. Но в активно рекламируемом сейчас законопроекте об экономическом паспорте украинца написано, что накапливаемые средства должны размещаться только в госбанках. По логике такого «паспорта» средства должны накапливаться и храниться в госбанках десятилетиями, поэтому существовать таким банкам придется долго.