Марш-бросок Киев – Запорожье – Киев подтвердил истину: чем дальше от столицы, тем ценнее пневматическая подвеска. И что даже большие BMW управляются, словно легковушки. Какой ни возьми – отдавать не хочется.
Карлсруе, Шенбрунн, Розенталь, Шенгорсте, Грюнау, Эйнлаге, Шенвизе, Рейхенберг, Нейгоф, Нейкрон, Кронсгартен – попав в нынешнее Запорожье еще век назад, вы бы удивились обилию немецких городков, коммун и слободок.
После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году Екатерина II, урожденная прусская княгиня София Августа Фредерика, позвала своих соотечественников заселять казачьи земли. Ее манифест 1763 года сулил им если не землю обетованную, то манну небесную с молочными реками и кисельными берегами. Колонистам выделяли деньги на дорогу и обустройство, позволяли селиться где душе угодно и заниматься любым ремеслом, гарантируя свободу вероисповедания и освобождение от армейской службы. Тех, кто оседал в необжитых краях, освобождали от налогов на срок до 30 лет, плюс сулили другие финансовые преференции вроде беспошлинной торговли. Так, немцам-меннонитам, основавшим поселение Гальбштадт, были выделены по 60 десятин земли на двор и предоставлены 10-летние налоговые каникулы и 300-рублевая ссуда на такой же срок. При цене 8-10 копеек за гектар целины этой суммы хватило бы на трехэтажный особняк с ландшафтным парком и озером.
X5 так прочно вжился в пейзаж украинских городов, что кажется, они выпускались всегда. На самом деле первые «ха-пятые» появились в 1999 году. На тот момент модель настолько превосходила конкурентов по динамичности образа и управляемости, что баварцы огласили о создании нового класса – SAV (Sports Activity Vehicle). После чего трансформировали кроссовер в совсем уже джетсеттерский Х6 и основали еще один класс – SAC (Sports Activity Coupe).
Но пруссы, саксонцы и баварцы (нужно отдать им должное) в последнюю очередь думали об отдыхе. Столкнувшись с примитивным уровнем развития сельского хозяйства с высокой долей ручного труда, обусловленным крепостным правом, они принялись механизировать сельское хозяйство. И к 1890 году здесь действовало с полсотни крупных предприятий: сталеплавильные и металлообрабатывающие заводы, фабрики и мастерские по производству двигателей, мельниц, жаток, сеялок и прочей сельхозтехники. Стоит ли удивляться, что в последствии именно Запорожье стало не просто одним из центров энергетики, металлургии и машиностроения, но и символом индустриализации всего СССР?
И тут сама собой напрашивается параллель с Х5, который стал не только технологической вершиной бренда, но и неким программным заявлением о «новой глобальности» марки.
Интерьер Х5 весьма привередлив в плане чистоты. Нужно быть готовым к тому, что обилие экранов и глянцевых поверхностей в дальней дороге моментально покрываются слоем пыли и отпечатков.
Вот с такими мыслями ехал я на открытие дилерского центра «АФЦ Бавария», готовясь морально онеметь от прожектов и замереть от масштабов. Х5 радовал. Не смотря на более агрессивный облик, в плане повадок кроссовер явно стал сбалансированней. Вибро- и звукоизоляция напрочь скрадывали ощущение скорости, а обгоны происходили словно сами собой: едва наметил цель, как уже возвращаешься обратно в свою полосу. И все это без намека на рывки и крены, не прерывая разговора с коллегой. Легко и просто, словно на симуляторе. То и дело приходилось себя одергивать, удерживая скорость ниже 160 км/ч. Одним словом, вернулось то ощущение единения с автомобилем, за которое поклонники BMW так ценят и любят баварские автомобили.
Настроение поднимала и свежеотремонтированная трасса М-03 Киев – Харьков. Когда понадобилось ответить на звонок шефа, Х5 с готовностью взял управление на себя. Благодаря евроразметке он катил практически сам, педантично соблюдая рядность, дистанцию, скорость и все остальные пункты ПДД, самостоятельно подруливая, притормаживая и разгоняясь. Подумалось, что уже мои дети будут вспоминать наше время, как дремучую эпоху, когда автомобилям требовались не только углеводороды, но и водители. И не поймут выражение «с удовольствием за рулем», которое дарят BMW.
Нельзя просто так взять и промолчать о гипертрофированных сами знаете чем. Леонардо да Винчи спорадически перерисовывал Моне Лизе губы 12 лет. Баварцы ваяют «пятерке» ноздри уже более 20 лет. Как видим, иногда получается на любителя.
Но как только за Полтавой сворачиваешь на «запорожскую» часть трассы М-18, электронику приходится деактивировать. Иначе никак не успеть отрулить от очередного кратера. Спасибо прецизионной настройке рулевого управления, благодаря которой «ха-пятый» настолько беспрекословно следует за рулем, словно речь идет о спорткаре, а не 3-тонном кроссовере.
Впрочем, и жаловаться есть на что – подвеска все так же жестит. Даже на не самой экстремальной резине Hankook Ventus S1 Evo3 SUV. Интересно, почему на статусном кроссовере стоит «корейский бюджет»? Куда делись традиционные поставщики – Continental, Michelin, Good Year, Pirelli? Минимизация отпускной цены или импортер все же услышал мольбы клиентов, мучающихся с «ранфлетом»? В наших широтах такие шины нужны не больше, чем, скажем, зажигалка драхенфельскому дракону.
Местами М-18 столь плоха, что не помогла бы никакая резина – на скорости 90 км/ч и стандартная, и «комфортная» настройки подвески не справляются с колдобинами и выбоинами, которыми так богаты запорожские целины. Приходится сбрасываться до 60 км/ч и плестись со скоростью каравана Mercedes Vito, которые особо нигде не вытормаживаются.
Иногда складывалось впечатление, что едешь не по международной трассе, а по заасфальтированному полю. Как тут не вспомнить тарасшевченковское «І на Січі мудрий німець картопельку садить»?
Вот где жалеешь о сэкономленных гривнах и гривенниках на пневмоподвеску – она трансформирует подобные неровности в чисто умозрительные понятия, отрабатывая их упруго и округло. И куда тише стальных пружин и адаптивных амортизаторов.
И все же в очередной раз удивляешься магии баварских настройщиков. С одной стороны баранка с беспристрастностью осциллографа передает рельеф асфальта, с другой – не досаждает биениями. Чего не скажешь об Audi Q7 и особенно о Porsche Cayenne. Такое ощущение, что ее тоже лишили механической связи, а руление теперь проходит «по проводам», как в случае с тормозами.
Глубина цвета и разрешение центрального монитора превращают салон кроссовера в кинотеатр. По качеству передачи картинки с ним может поспорить разве что парковочная индикация и «функция возврата»: Х5 запоминает последние 50 метров пути и может вернуться по ним самостоятельно.
Само Запорожье впечатлило плотиной ДнепроГЭСа и обилием «сталинских» высоток: здесь можно без особых декораций снимать фильмы хоть о первых пятилетках, хоть о развитом социализме. Другая незабываемая панорама – десятки смердящих в небо труб коксохимических, магниевых и ферросплавных предприятий, находящихся в городской черте. Одним словом, разительный контраст на фоне новейшего дилерского центра «АФЦ Бавария», который построен, по словам совладельца Вадима Гашенко, по всем корпоративным стандартам BMW, но руками местных умельцев. Что, согласитесь, удивит только тех, кто мало знаком с историей города. Как и любовь запорожцев к немецким авто, которых здесь действительно много. Зов предков?
P. S. Домой мы приехали почти на 1,5 часа раньше срока, прогнозируемого навигацией.