Строительстве Южного и Северного туннельных переходов под Днепром по указанию Сталина началось в марте 1938 года, но так и не было завершено. Зачем строили «сталинское метро» и почему недостроили читайте в материале .
Зачем строили «сталинское метро»
Хочешь мира – готовься к войне. 22 июня 1941 года было остановлено строительство переходов под правый и левый берег Днепра. Параллельно с глобальной индустриализацией Советский Союз рассматривал планы мировой экспансии коммунистического строя. А значит, должен был и суметь постоять за себя – даже в середине 20-х существовала угроза нападения на СССР извне.
Чтобы не оказаться застигнутыми врасплох, в приграничных районах была создана сеть «укрепрайонов». Например, строительство Киевского Особого военного округа было закончено к 1937-1938 гг. Оставалось одно уязвимое место – железнодорожные мосты, связывающие два берега Днепра. Их было лишь два и оба из-за своей длины считались легкой мишенью для вражеской авиации.
В марте 1938 года И. В. Сталин подписал указ о строительстве Южного и Северного туннельных переходов под Днепром — для обеспечения скрытого транспортного сообщения. Разумеется, исключительно военного – для переброски военной техники.
@material: https://thepage.ua/ua/news/ukravtodor-pobuduye-mist-cherez-dnister-v-molodova
Забетонированный участок тоннеля длиной 556 метров. Голосеевский район. 1943 г. Фото: Киевский Метрострой
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета Народных Комиссаров УССР и ЦК КП(б)У
«11» октября 1938 года
г. Киев
«О строительстве № 1»
Совет Народных Комиссаров УССР и ЦК КП(б)У постановляют:
1. Решение СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 21-го сентября 1938 года принять к руководству и исполнению.
2. Принять к сведению заявление Народного Комиссара Земледелия УССР тов. Мурза и Секретаря СНК УССР тов. Гусева, что земельные участки для Строительства № 1 отведены и материал представлен на утверждение в СНК Союза ССР 4-го октября с. г.
3. Обязать Народного Комиссара Коммунального Хозяйства УССР тов. Черновола:
а) к 13 октября с. г. выделить помещение для общежития рабочих Строительства № 1 на 200 мест;
б) к 15 ноября с. г. закончить составление технического проекта для расширения Киевской ТЭЦ.
4. Обязать Председателя Киевского Городского Совета тов. Шевцова к 15 октября с. г. отвести помещения для общежития рабочих c № 1 на 800 мест.
5. Обязать Председателей: Киевского, Винницкого облисполкомов и Полтавского облоргкомитета обеспечить организационный набор рабочей силы для c № 1:
Киевская область – 1200 человек в районах: Володарском, Бабанском, Ново-Шепеличском, Таращанском, Кагановичском и Златопольском;
Винницкая область – 700 человек, в районах: Джулинском, Липовецком и Бершадском;
Полтавская область – 600 человек, в районах: Золотоношском, Иркливском и Чернобаевском.
Председатель Совета Народных Комиссаров УССР
[подпись] (Д. Коротченко)
Секретарь ЦК КП(б)У
[подпись] (Н. Хрущев)
@material: https://thepage.ua/exclusive/kak-menyalas-konstituciya-ukrainy-za-25-let-s-1996-po-2021
Компрессорная станция и воздуховоды к стволу. Фото: Киевский Метрострой
Как проходило строительство «сталинского метро»
Первый тоннель, названный «Южным», дублировал железнодорожный мост направления Киев – Москва. На чертежах он пролегал от села Чапаевка через остров Водников в сторону Бортничей. «Северный» тоннель тянулся от железнодорожной станции «Петровка» на юго-запад в сторону Троещины. Инженерная дерзость подобного плана не знала границ – ничего подобного никто тогда не строил.
Шутка ли, первые станции метрополитена в СССР (его пуском руководил Н. С. Хрущев) заработали лишь тремя годами ранее. Именно метростроевцы стали основным костяком строительства этих днепровских тоннелей. Их главной проблемой, как и при строительстве московского метро, стали бездонные плывуны – насыщенные водой грунты. Из-за них «Строительство № 1» то и дело отставало от сроков — особенно после аварии в 1941 году, вызвавшей затопление НКПС.
Вскоре настало 22 июня, Киев бомбили и строительство законсервировалось. Прочность бетонных стен прошла проверку осенью 1943 года, когда в тоннеле засели отступающие немецкие войска — пришлось воспользоваться бронепоездной артиллерией.
Возобновление строительства началось в 1944 году, но спустя пять лет было окончательно заморожено. Во-первых, и стратегия, и тактика войн сильно изменились. Во-вторых, другой стала политическая обстановка. В-третьих, в условиях восстановления страны подобное строительство было слишком уж затратным.
Части конструкции НКПС в послевоенные годы использовались для сооружения тоннелей столичного метрополитена. В частности, между станциями «Вокзальная» и «Университет».

Немецкие войска исследуют частично затопленный тоннель. Фото: архив Киевского Метростроя
Что осталось от «сталинского метро» сегодня
Конечно, время от времени предпринимались попытки использовать уже возведенный 600-метровый фрагмент для хозяйственных нужд. Но все те же сложные геологические условия, связанные подтоплениями и с крупнозернистыми водонасыщенными песками, постоянно срывали планы. А после пуска в 1974 году Каневской ГЭС уровень воды в Днепре поднялся настолько, что большая часть тоннелей ушла под воду.
Сегодня оценить масштабы строительства тоннеля на Жуковом острове можно только зимой – когда в постепенно уходящим под русло Днепра строении замерзает вода. Куда безопасней познакомиться с другими пазлами «Строительства №1». Например, с кэсоном на Оболони (парк «Наталка») или с наземным туннелем и стволом шахты в дачном поселке на Нижних садах, что на Осокорках.

Состояние тоннеля в декабре 1943 года, после освобождения Киева. Фото: Киевский Метрострой