По возможности откажитесь от поездок до завтрашнего дня – ночью дороги станут еще более скользкими.
Зима – настоящее испытание для водительских навыков. И если со снегом, метелью, поземкой, шугой, гололедом и гололедицей мы методом проб и ошибок постепенно научились справляться, то с черным льдом лучше не связываться. Явление это столь же редкое, сколь и непостоянное, поэтому выработать навыки езды по черному льду просто некогда.
Что такое «черный лед»
«Черный лед» появляется из-за разницы температур воздуха и асфальта при повышенной влажности. Чаще всего при 0°… -2°С в первом случае и -3°… -5°С во втором. В свете фар кажется, что под колесами просто мокрый асфальт, а на самом деле — тонкий, поэтому невидимый слой льда. И очень-очень скользкий.
Распознать его проще всего по идеально черной, будто лакированной поверхности, на которой почему-то отсутствуют следы шин и брызги от едущих впереди автомобилей. Акустики почувствуют неладное по отсутствию характерного для езды по асфальту на зимней резине низкочастотного воя.
Что делать, если под колесами «черный лед»
Если вы попали на такой участок дороги, то забудьте о резких движениях: и рулить, и педалировать нужно максимально осторожно. Ведь и занос, и снос могут развиться даже от отпускания педали акселератора или смены передачи.
Нужно понимать, что страхующая электроника на льду особо не поможет, «вытянуть» автомобиль тягой или остановиться с помощью тормозной системы на льду не получится. Поэтому просто дайте ему накатом преодолеть коварный участок. Если у вас есть навыки контраварийной езды, можно помогать управлять автомобилем с помощью ручника, а замедляться торможением двигателя, последовательно понижая передачи. Если обочина свободна, для гашения скорости и остановки можно и нужно использовать бордюры. И найдите, наконец, время на курсы зимней или контраварийной езды – они созданы как раз для того, чтобы не пасовать ни на каком покрытии.