Сериал вызывает слезы даже у тех, кто работал на площадке
Марта Скальская – художник по прическам и макияжу, тренер команды визажистов Ukrainian Fashion Week, талантливый гример с 10-летним стажем. Она прошла кастинг и стала руководителем украинского департамента грима в сериале «Чернобыль». В интервью Марта рассказала о своей работе и о том, как с помощью образов середины 80-х годов команде гримеров удалось передать ужас той страшной трагедии.
- О том, как попала в проект
Сериал «Чернобыль» снимала компания НВО. С ними сотрудничали продакшн-компании из Великобритании, Литвы и Украины. Украинская компания – Radioaktive Film, в которой я – визажист и гример. Мне предложили собрать команду из 15 человек, которые бы работали на съемках в Литве и Украине. «Чернобыль» снимали четыре месяца в Литве и три недели в Киеве. Съемки были масштабные: это массовые сцены, сцены эвакуации больницы, сцены с шахтерами. Участвовали от 200 до 400 человек. Соответственно трудились большие команды, все профессионалы своего дела. Например, британские супервазеры по макияжу и волосам, которые создавали образы для «Богемской рапсодии».
- О том, как создавался грим
Это исторические образы. С макияжем не было сложностей. Самая главная задача – воссоздать прически и общий стиль того времени. Конечно, огромное значение имел пластический грим. Его делала отдельная команда во главе с Даниелем Паркером. Он изучал влияние радиации на человека и затем разрабатывал грим, который бы воссоздавал все степени поражения радиацией. Тесты спецгрима шли постоянно. Это колоссальная работа. Над созданием образа одного актера, который по сценарию пострадал от радиации, работали 10 человек.
- О том, как удалось передать образы из 80-х
Большое внимание уделялось примеркам и тестам по гриму. Актеры приходили на грим заранее, а не только в день съемки. Подобрать актеров для массовых сцен – большой труд. Если человек подходил по типажу, но не подходили его волосы, использовали парики. У нас было около 150 париков. Волосы крутили на бигуди, чтобы в кадре на было современных локонов, сделанных с помощью плойки. Выбирали оттенки помады, которые существовали в те времена. Все эти нюансы учитывались.
- О том, какая сцена запомнилась больше всего
Мне запомнилась сцена с шахтерами. Это вообще очень далеко от макияжа и красоты. Мы должны были сделать актеров грязными, потными, уставшими. Плюс работали в карьере, где пыль поднималась мгновенно, и через полчаса мы стали полностью черными, как эти шахтеры. Но грим был капитальный. К тому же гримеры должны были передать все нюансы. Например, воссоздать грязь под ногтями, чтобы это было у всех 50 шахтеров, которые находились в кадре. Очень непростая съемка. И работа гримера – большой труд. Подъем в 3 часа, в 4 утра начинается грим. Съемочная смена всегда длится 12 часов, а после смены — разгрим. Все это занимает до 15 часов. И так мы работаем 5 дней в неделю. Съемки кино – это очень непростое дело.
- О том, как воссоздавали атмосферу того времени
Мы собирали много референсов – альбомов, фотографий. Когда готовились только к съемкам, было ощущение подготовки к празднику. Мы обклеивали стены гримерок фотографиями, старыми вывесками. Печатали все материалы, которые могли найти. Все было разбито по темам: заседание суда, Припять, больница, жизнь в Киеве. Кстати, одна съемка проходила прямо в центре города, год назад, в июне. Тогда перекрыли целую улицу. Это было воскресенье. Сняли все современные вывески и повесили старые, поставили автоматы с газировкой, припарковали «Жигули» и «Лады». Реально у меня было такое впечатление, что я вернулась в детство.
- О чувствах, которые вызывает фильм
Я делаю спецгримы – ранения, ожоги. Для них сложно собирать референсы. Когда видишь свою работу, то знаешь, что это грим, но все же такое тяжело выдержать. Я участвовала в съемках и понимаю, что это за сцена, где она снималась, но все равно, когда смотрю «Чернобыль», я плачу. Фильм снят настолько круто, атмосфера передана так точно, что мне становится страшно и очень горько, обидно за все, что происходило. Сериал вызывает слезы даже у тех, кто работал на площадке.